27

− Современная музыкальная теория

Разумеется, сказанное относится лишь к отдельным направлениям музыкальной культуры XX века. Вся история музыки показывает, что в основе ее прогресса было завоевание новых областей содержания, открытие новых способов отражения новых явлений жизни и новых сторон духовности в человеке. Именно эти стимулы порождали интонационное новаторство, поиск новых адекватных средств выражения.

В си


читать далее »

− Наука, терминосистема и их противоречия

В отличие от слова общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным. Таковы определения и характеристики термина, данные в Большой Советской Энциклопедии.

Термины связаны понятиями науки, так как словесно отражают систему понятий (разрядка моя.- Т. Б.) данной науки Следов


читать далее »

− Сфера звуковысотных отношений

Приведем несколько примеров, оперируя преимущественно терминологией, относящейся к сфере звуковысотных отношений и к организации музыкальной ткани - к элементам музыкальной системы, принадлежащим языковому уровню и потому выполняющим наиболее значимую функцию в реализации художественного содержания, хотя есть все основания утверждать, что терминологическая неточность затрагивает и другие облас


читать далее »

− Музыкальное восприятие

Примеры неточностей, неувязок, пересечения понятий можно было бы продолжить. Но их достаточно, чтобы сделать следующие выводы:

Нашему понятийно-терминологическому аппарату недостает четких исходных позиций, четких методологических установок при рассмотрении явлений, выведении тех или иных его определений и установлении соответственного термина. Недостаточно четко проводится разгранич


читать далее »

− Значимость музыкального критиковедения

Вот несколько исходных пунктов для будущего теоретического и исторического критиковедения. Может ли иметь такое планомерное изучение теории и истории музыкальной критики, помимо специфического, научно-исследовательского, и жизненно-ценный, конкретный смысл и применение? Вопрос, при современных требованиях, предъявляемых к научно-исследовательской работе, естественный. Мы считаем возможным дать


читать далее »

− Натуралистические музыкальные элементы

Натуралистические элементы более всего сказываются в вокальных партиях оперы. Если, например, музыкально богатые, психологически выразительные речитативы Хозе из заключительной сцены Кармен исполнить с пережимом, не спеть по нотам, а эффектно прокричать слова, фразы, получим может быть и впечатляющий, но грубый, музыкально обедненный смысл сцены, что порой и случается с нечуткими исполнителями


читать далее »

− Опера XIX столетия

Великие достижения оперного искусства XIX столетия поставили в очень трудное положение последующее творчество. Многочисленные современные споры о состоятельности или несостоятельности оперы как жанра, как условного во многом соединения разных искусств почти не затрагивают проблему внутренней структуры музыкального компонента, хотя именно здесь и сосредоточивается жизнеспособность оперного иску


читать далее »

− Музыкальные парадигмы в стиле Бетховина

Весьма красноречиво ограниченное действие в инструментальной классической музыке личностно-психологических ассоциативных значений. Каждый из великих творцов классической музыки обладал незаурядной, мощной личностью, и все-таки музыка, ими рожденная и обладающая высокой индивидуальностью звукоструктур, в основном не несет в себе личностно-психологических ассоциаций, и это - не парадокс.

читать далее »

− Специфика музыкального восприятия

Попутное замечание о предрасположенности типов восприятия к тем или иным группам ассоциативных значений: Л. Толстой, как известно из его собственных признаний, был очень восприимчив к классической музыке, но не всякой, а наделенной именно личностно-психологическими значениями, и совершенно не принимал музыки объективированного типа с ограниченным действием этих значений - в том числе и бетхове


читать далее »

− Организация музыкальной формы

Композитор, в соответствии с художественным замыслом, может прибегнуть и к иным, неклассическим принципам организации формы, которая будет ассоциироваться в восприятии с обратными значениями - нестройностью, неясностью, неопределенностью, неустойчивостью. Не будем здесь вдаваться в детали такого формообразования,- в каких случаях и на каком уровне возникает неклассичность звукоструктуры. <


читать далее »