28

− Музыкальные образы и их интравертность

Далее, за классическими принципами формообразования идут уже обсуждавшиеся три группы ассоциативных значений: национально-характерные значения, личностно-психологические и дистанционно-временные.

Следующие две графы - интравертность музыкальных образов и экстравертность - указывают на способность музыки отображать внутренний мир художника, обращая наше восприятие к соответствующим асс


читать далее »

− Композиторы-романтики

Первая группа композиторов-романтиков: Шуберт, Шопен, Шуман. Все три автора в полном объеме творчества использовали классическое формообразование, наиболее последовательно Шуберт, для музыки которого типичны национально-характеристические, личностно-психологические значения и интравертность музыкальной образности.

В отдельных инструментальных произведениях Шумана и Шопена романтический худо


читать далее »

− Слияние музыальных классических и романтических элементов

Слияние классических и романтических элементов в этих стилях осуществлено на очень глубоких уровнях звукоструктуры и содержания, также и дистанционно-временные значения укоренены, ассимилированы в музыкальном языке; все это указывает на синтезирование значений и одновременное их обобщение в новом единстве,- качество, свойственное складывающемуся реалистическому методу.

В целом раннеромантич


читать далее »

− Творческий метод музыки Берлиоза

Вообще в этих стилях наблюдается последовательность и единство структурных принципов. Подобно тому, как разнонациональная тематика не ассимилирована в них на уровне целостной музыкальной системы, так и дистанционно-временные значения, связанные с различными григорианскими темами, участвуют в содержании только на правах, конституируемых программой.

Творческий метод Берлиоза и Листа таков, чт


читать далее »

− Музыкальные группы и их особенности

В пределах этой группы композиторов, также как и в группе трех Ш, ощутима тенденция к развитию более полного содержания: по сравнению с Глинкой музыка Бородина имеет еще один признак - дистанционно-временное ассоциативное значение, обусловленное обращением к древним пластам фольклора - русского и тюркских народов.

Особенную сторону в музыке этих композиторов представляет полное слияние клас


читать далее »

− Музыкальные приёмы Брамса

Если задаться вопросом, к какому методу-шумановскому или листовскому музыка Брамса ближе, то совершенно очевидна преемственность ее от Шумана. Брамс синтезирует различные элементы содержания на глубинных уровнях музыкальной звукоструктуры, и это позволяет ему обобщать их в новое содержательное целое.

С одной стороны, мы всюду у Брамса ощущаем личностно-психологическую автопроекцию и, соотве


читать далее »

− Музыкальный творческий метод

В своих программных сочинениях Чайковский следует по пути, проложенному Листом, но с коррекцией на шумановский тип программности. Такие произведения, как симфония Манфред, увертюра-фантазия Ромео и Джульетта, симфоническая поэма Франческа да Римини и др. обладают самодостаточной звукоструктурой классического типа, хотя сами программы очень напоминают листовские. В целом же программность не явл


читать далее »

− Реализм в инструментальной классической музыке

Однако последнее слово в этом вопросе еще не сказано; важно, что традиции классического реализма вошли в жизнь XX столетия, и в этом заслуга Рахманинова исключительно велика.

Итак, реализм в инструментальной музыке имел своими главными источниками классико-романтическое и классико-реалистическое направления. В этих линиях развития романтизм представляется переходной стадией от класси


читать далее »

− Музыкальный экстравертный поворот

Отсюда - экстравертивный поворот музыкальной образности; Брукнер достигает экстравертности путем включения в свои звукоструктуры изобразительно-картинных элементов. В целом системы соподчинения признаков в неоромантических стилях построены с учетом основного фактора - отсутствия классических принципов формообразования и отхода от народно-национальной жанровости.

Перенос центра тяжести соде


читать далее »

− Музыкальный метод Дебюсси

Национально-характеристические значения, причем - многообразные, заложены в произведениях на глубоких уровнях музыкального языка, и в этом Дебюсси похож на Глинку, Бородина или на своего соотечественника Бизе.

Безусловно типичной чертой музыки Дебюсси является экстравертный характер ее образов, хотя всюду эта проекция во внешний мир дана в личностно-психологическом ключе. Того, чего Глинка


читать далее »