Анализ с национальной характерности

Начнем наш анализ с национальной характерности. Эта ассоциация типична для музыки и романтических, и реалистических опер, созданных в национальных композиторских школах XIX века,- например, романтических опер Дворжака и реалистических народных драм Мусоргского. Однако и в романтических операх национально-характерное при соответствующем сюжете - реалистическая черта. Напротив, расхождение национальных признаков в сюжете и в музыке, как, например, в Лючии де Ламмермур Доницетти или в Норме Беллини, еще более придает действию этих опер характер романтической условности.

Соблюдение единства национальных признаков в сюжете и музыке типично для реалистической оперы. Этот принцип, заложенный еще Глинкой в его Иване Сусанине, последовательно проведен через все лучшие оперы русских композиторов. Блистательное тому подтверждение - Борис Годунов Мусоргского, Князь Игорь Бородина. Аналогичная ситуация в западноевропейском искусстве; более сложные случаи - Кармен Бизе, Травиата Верди. Испанистость сюжета и музыки Кармен несомненно служит источником ощущений истинности, реальности оперного действия, хотя испанский национальный элемент здесь стилистически опосредован французской музыкальной традицией. Органичное слияние французской музыки с испанской национальной характерностью в

Кармен происходит благодаря тому, что испанское начало использовано здесь не как романтическая экзотика или взятая напрокат этнографическая достоверность, а в более глубоком содержательном смысле - как сквозная система ассоциативных значений, составляющих со звуковыми музыкальными структурами неделимое целое.