Авербальное музыкальное содержание

Об авербальном содержании музыки в том или ином аспекте пишут многие авторы, в том числе и советские музыковеды. Однако авербальное для них никогда не становится синонимом бессодержательного, нигде не проводится мысль о тождестве формы и содержания.

В концепции В. Н. Холоповой эта проблема взаимоотношений вербального и авербального в музыке выступает в виде ряда противоречий: музыка говорит на авербальном языке, но мы познаем музыку (авербальное) при помощи слов. Отсюда неадекватность словесного истолкования порождается противоречием самой науки, необходимостью расчленения целостного.

Несколько иначе относится к данной проблеме В. В. Меду-шевский. Он не только считает возможным описание интонации словом, но и подчеркивает желательность такого описания. Жизнь,- пишет он,- обернувшаяся прекрасными звуками, нуждается в выявлении словом. интонационное прозрение конденсируется до такой ясности, что легко формулируется в слове. При этом автор не делает различия между понятиями описание, формулирование и толкование. Позиция В. Н. Холоповой представляется все же более убедительной и реалистичной.

Основной слой содержания художественного произведения остается авербальным и в тех жанрах, где музыка связана с текстом, действием или сформулированной самим автором программой. Иначе вообще невозможно было бы оперную, ораториальную или программную музыку воспринимать без текста или программы. Практика же показывает, что и оперная музыка, если ее слушать вне сценического воплощения и даже без текста (не зная, например, языка, на котором написано либретто), остается целостной не только по форме, но и по содержанию, хотя при этом теряются многие ассоциативные связи, обедняется контакт слушателя с внемузыкальными (вторым, третьим, пятым) слоями музыки.