Целостный анализ

Целостный анализ учитывает все обстоятельства - исторический контекст, стилевые связи (исторический, авторский стиль, направления), все авторские внемузыкальные и музыкальные, жанровые ассоциации. Целостный анализ исходит из предпосылки единства содержания и формы, их нерасторжимости, поэтому анализ взаимодействия всех элементов формы превращается в анализ их выразительных функций, то есть направлен на содержание. Целостный анализ в своем фундаменте предлагает интуитивное художественное познание. Музыковед до начала анализа должен погрузиться в музыку, в полную силу испытать ее непосредственное воздействие.

На первый взгляд представляется, что целостный анализ - это комплекс, объединяющий теорию и практику, суммирующий технологию и ассоциативную образность. Но это не так. Целостный анализ - это качественно новая, иная ступень развития аналитического мышления, в котором все синтезировано и направлено на музыкальное произведение как художественное явление, на исследование - всестороннее и детальное - художественного факта.

Вся теоретическая проблематика, возникающая вокруг методики целостного анализа, свидетельствует о том, что данная методика направлена на художественное целое. Напомню в этом плане идеи Л. А. Мазеля о художественном открытии, о двух взаимодополняющих художественных принципах, идеи В. А. Цуккермана - о музыкальном языке Шопена и Чайковского, В. П. Бобровского - о функциональных основах музыкальной формы, о драматургии и ее взаимоотношении с формой.