Духовная культуры в музыкальном контексте

Музыка - часть культуры общества. Осознание этого факта в наши дни, несомненно, стало более широким и глубоким, чем прежде. Особенности современной художественной практики и развитие музыкознания, в том числе его усиливающиеся связи с социогуманитарными науками, позволяют понять всесторонний, всеобъемлющий характер связи музыки и культуры, связи, охватывающей как богатство музыкальных феноменов, так и саму сущность музыки, как ее рождение, так и социально-историческое бытование, формирующей и пронизывающей все без исключения стороны конкретных произведений.

Традиционное чутье аналитика-интерпретатора, интуитивно схватывающее в музыке ее культурно-историческую подоплеку и смысл, дополняется сегодня сознательно применяемым системным культурологическим подходом.

Этот подход по самому своему существу является пограничным, так как соединяет идеи и методы музыкознания, отражающие уникальную специфику музыки, с информационным материалом и логическими схемами истории и теории культуры, видение музыки изнутри с видением извне.

Только так и можно схватить, в конечном счете, внемузыкальные, социокультурные истоки, основания и цели музыки, понять и объяснить обусловленные культурой существенные свойства ее человеческого, духовного содержания и формы. Таким путем можно решить одну из важнейших задач музыкознания - понять произведение так, как понимал его сам автор (М. Бахтин).