Формообразование в инструментальной музыке

Однако последнее слово в этом вопросе еще не сказано; важно, что традиции классического реализма вошли в жизнь XX столетия, и в этом заслуга Рахманинова исключительно велика.

Итак, реализм в инструментальной музыке имел своими главными источниками классико-романтическое и классико-реалистическое направления. В этих линиях развития романтизм представляется переходной стадией от классицизма к реализму. Параллельно в самом романтическом направлении произошел сдвиг в сторону субъективизма, возникла группа неоромантических стилей, сменивших набор структурно-содержательных признаков. Важнейший композитор-неоромантик Вагнер на первый взгляд неправомерно присутствует в таблице, поскольку является оперным композитором, однако его оперный стиль в сильнейшей степени симфонизирован, и будет ошибкой исключить его из рассмотрения.

В составе содержательных элементов музыки Вагнера отсутствуют классические принципы формообразования, и это сразу требует привлечения программы, которая берет на себя функции разъяснения звукоструктуры и переноса личностно-психологических значений в сферу экстраверсин (характеристика тех или иных персонажей). Подобно Вагнеру, все неоромантическое направление исключает из арсенала своих средств классические формы (наиболее близок к ним непрограммный симфонист Брукнер), и все они - за исключением Брукнера - пользуются программой в том или ином виде.