Функции методологии познания

Известно, что функции методологии познания по отношению ко всем наукам выполняет материалистическая диалектика. Это не только форма философской методологии, но и база конкретных научных методов, в частности при изучении истории человеческого общества.

Тезис материалистической диалектики о том, что все в природе и обществе взаимосвязано и взаимообусловлено, имеет непосредственное отношение к истории, в первую очередь к истории духовной культуры. Все существует не обособленно, а в сложных комплексах. Ни один факт истории не изолирован от других. И ни одно историческое явление не может быть объяснено вне исторического контекста, каждое следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязях, взаимодействиях с другими.

Закон диалектики о единстве противоположностей тоже конкретным образом проявляется в организации и ходе исследования. Впрочем, противоречивость явлений известна не только из философии, но и на уровне бытового сознания, бытового опыта (вспомним пословицу «нет худа без добра»). Соответственно необходимо вскрывать, искать противоречия, противоположности в любом исследуемом объекте, не удовлетворяться каким-либо односторонним, однозначным его освещением. Всякий прогресс включает и достижения, и потери. Не надо пытаться спрямлять какое-то время, какое-то явление, путь которого не прям и противоречив, ведь это нормальный для человечества путь.

В отношении к социальным явлениям материалистическая диалектика конкретизируется в историческом материализме - теории самого процесса истории человечества и методологии его познания, включающей названные основные положения диалектики. В учении Маркса - Энгельса - Ленина об историческом материализме наиболее последовательно разработан принцип историзма, свойственный диалектике.