Художественная содержательность формы

А как быть с продукцией ремесленных однодневок, плодами творчества графоманов от музыки, ученическими упражнениями? В каком плане в этом случае можно ставить вопрос о художественной содержательности формы? Здесь необходимо учитывать, что помимо художественного содержания произведение несет в себе и внехудожественную информацию.

Это информация о принадлежности к какой-либо эпохе, направлению, к авторскому стилю, информация жанровая (принадлежность к определенному жанру), о вкусе, господствующем в период создания произведения. Информация эта, связанная с художественными категориями, сама по себе внехудожественна.

Констатация стилистических, жанровых и других связей, особенностей вкуса в произведении, не несущем в себе подлинно художественной идеи, не имеющем ярко выраженного художественного содержания, - подобная констатация не является собственно художественным переживанием. Художественно бедные произведения оцениваются рационально, по не захватывают, не увлекают. Что же касается художественного содержания, то наличие его в данных ситуациях проблематично. А это, в свою очередь, ведет к обеднению формы. Речь идет прежде всего о внутренней форме - носителе образности (Л. Шаповалова), возникающей вместе с содержанием еще в замысле (К. Горанов) .

Для исследователя апробированных образцов классического искусства проблема анализа в таком аспекте, разумеется, не возникает. Но она стоит очень остро для критика, вторгающегося в мир искусства сегодняшнего дня, а также для исследователя - культуролога и историка. В сегодняшней творческой практике нередко еще встречаются симфонии, сюиты, квартеты и прочие сочинения битком набитые всякого рода приемами развития, гармоническими, полифоническими, тембровыми комбинациями, но крайне бедные в художественном отношении.