Музыка Асафьева

Читая Асафьева, мы слышим музыку так же, как, читая литературное произведение, мы видим и слышим его героев, в отличие от очерковой журналистики, где может быть сколько угодно описаний, а эффекта сопереживания и слышания нет.

Анализ Асафьева, будучи неполным, точечным, тем не менее создает впечатление полноты, целостности. Но это полнота, которая, как художественная литература, оставляет за собой место для раздумий читателя.

Тексты Асафьева обычно цитируют, их почти невозможно пересказать, как невозможно пересказать художественное произведение. Это касается не только жанра новеллы и критической статьи, по даже научного труда.

Композиция как статен, так и научных работ Асафьева лишена традиционной рубрикации, она зависит от внутренней логики, и ощущение полноты возникает по прочтении в целом, а не частями.

Таким образом, от чтения работ Асафьева остается ощущение целого, единого эмоционального настроя, поддерживаемое яркими деталями, а не строгой системой доказательств. В целом, восприятие текстов Асафьева - даже научных часто интуитивно. Иногда мы больше догадываемся, нежели понимаем: Асафьев заставляет работать не только рацио, но и эмоцио. Возникает впечатление имнровизационности, непроизвольности, как бы фиксации мысли в момент ее становления, как и при чтении художественного текста - впечатление непреднамеренности, скрытости механизма его построения. У Асафьева мы не найдем обнажения приема, нарочитости логического построения.