Музыкальные звучания

Музыкальные звучания, функционирующие в человеческом обществе на правах структурно организованного специфического языка, в многократной степени сравнительно с природными, физическими звуками насыщены различными значениями, которые обусловлены конкретными историко-культурными, региональными, национальными традициями, школами, или направлениями, субъективными авторскими замыслами. Поскольку музыка не исчерпывается своей материальной частью - звуковой структурой, но обязательно несет в себе еще и соответствующие значения, может быть, не всегда прямо выражаемые словами, но понятные и без слов, постараемся уяснить самый общий порядок в этом ее слое.

Для целей нашей работы наибольший интерес представляет восприятие, ибо в этом акте, несмотря на его субъективность, и выявляется, что именно было заложено композитором в звуковую структуру произведения, какие элементы - реалистические или иные - слагают его содержание.

В настоящее время в литературе восприятие музыки изучается с позиций психофизиологии, эстетики, теории информации и других дисциплин. Для нашей темы существенно понимание того, что этот процесс в качестве необходимого и важнейшего своего качества имеет связь музыкальной звукоструктуры с незвуковыми представлениями, с помощью которых в воспринимающем сознании воссоздается содержательная сторона музыки. Конечно, не все, что может быть отнесено к содержанию музыкального произведения, мы получаем в процессе непосредственного восприятия, да и сама структура музыкального содержания на уровне сегодняшних знании представляет собой открытый вопрос, но можно с уверенностью сказать, что ассоциации (незвуковые представления), возникающие в сознании под воздействием музыкальных звуковых структур, входят в музыкальное содержание как обязательный его элемент.