Музыкальный метод Дебюсси

Национально-характеристические значения, причем - многообразные, заложены в произведениях на глубоких уровнях музыкального языка, и в этом Дебюсси похож на Глинку, Бородина или на своего соотечественника Бизе.

Безусловно типичной чертой музыки Дебюсси является экстравертный характер ее образов, хотя всюду эта проекция во внешний мир дана в личностно-психологическом ключе. Того, чего Глинка или Бизе достигали прямым путем - обращением к национальным музыкальным жанрам, Дебюсси добивается через, опосредованную, субъективно-лирическую подачу. Дебюсси последовательно программен, но программность эта особенная, предметно-конкретная и вместе с тем поэтическая, далекая от литературно-символической программности романтиков.

Анализ структурно-содержательных признаков показывает, что импрессионизм Дебюсси представляет собой специфическое ответвление от реализма, может быть, не обладающее полнотой жизненно-конкретного содержания классического реализма, но вместе с тем противостоящее субъективности неоромантического направления.

Завершая обзор представленных в таблице важнейших инструментальных стилей XIX -начала XX века, следует подчеркнуть, что в инструментальной музыке действуют те же законы развития содержания, что и в оперном жанре. Приближение к исторически-конкретному типу содержания стало возможным благодаря разработке на классической основе таких синтетических звукоструктур, которые оказались способными нести в себе максимальное число диалектически взаимосвязанных содержательных элементов, составляющих единое целое.