Музыкальный экстравертный поворот

Отсюда - экстравертивный поворот музыкальной образности; Брукнер достигает экстравертности путем включения в свои звукоструктуры изобразительно-картинных элементов. В целом системы соподчинения признаков в неоромантических стилях построены с учетом основного фактора - отсутствия классических принципов формообразования и отхода от народно-национальной жанровости.

Перенос центра тяжести содержания в сферу личностно-психологических ассоциаций, их раздувание создает субъективный крен и монотонность звукоструктуры - то впечатление многоречивости, длиннот, которыми отмечено все творческое наследие неоромантиков.

Заключающие таблицу Скрябин и Дебюсси - композиторы чрезвычайно разные и во многом противоположные. На первый взгляд, состав структурно-содержательных признаков скрябинского стиля напоминает Шуберта, но большая отдаленность от классических принципов формообразования, компенсируемая листовским типом программности (модифицированной в сторону абстрактной символики), малая роль народно-национальной характеристичности указывают на определенную близость Скрябина неоромантическим стилям, хотя он более интравертен. Во всяком случае, более точное место этого стиля в одной из ветвей романтической системы на пути к неоромантизму.

Дебюсси представляет совершенно особый случай.

В творчестве Дебюсси каждый структурно-содержательный признак повернут по-своему. Классические принципы формообразований этот композитор соблюдает в крупных планах, но в мелочах его формы сложены из более дробного материала, нежели классические; они как бы микроскопируют классические структуры.