Национальная и социальная

Нечто подобное можно сказать и о других национально-жанровых произведениях композиторов романтического направления: лендлерах Шуберта, Венгерских национальных мелодиях и Рапсодиях Листа, Славянских танцах Дворжака и т. д. Национальная и социальная конкретность, типизация, скрытые в характеристичности музыкального языка, музыкального образа, музыки в целом, указывают на явные признаки реализма в этих произведениях, но не только они - еще и психологическая правдивость, которая не могла бы проявиться, будь это простое копирование народного образца или, наоборот, романтическая аффектация чувств.

Белинский писал в своей ранней статье О русской повести и повестях г. Гоголя (1835): Тут нет эффектов, нет сцен, нет драматических вычур, все просто и обыкновенно. Но в том-то и состоит задача реальной поэзии, чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни. Великий критик указывает в своих словах на тонкую комбинацию качеств, без которой нельзя создать подлинно реалистическое произведение: нет эффектов, все просто и обыкновенно, но вместе с тем нужно извлекать поэзию жизни из прозы жизни, так чтобы произведение стало верным изображением этой жизни, способным потрясать душу правдой. Хотя сказанное относится к литературе и здесь нет привычных для нас научных формулировок, мысль Белинского хорошо приложима и к музыке, поскольку музыка обладает исключительной способностью извлекать поэзию жизни из прозы жизни, а основной из стоящих перед ней задач является необходимость быть верным изображением жизни, притом - не копией, а поэтическим, то есть художественным, изображением.