Об анализе содержания музыкального произведения

Таковы в очень кратком и весьма общем рассмотрении необходимые для адекватного понимания музыки контексты духовной культуры. Выделение этих контекстов и самое общее, принципиальное обнаружение их связи с музыкой методологически неизбежный и в то же время только первый шаг в применении культурологического подхода. Но и он дает понять трудности такого подхода, требующего привлечения огромного историко-культурного материала. Следующий и не менее трудный шаг - музыковедческая ассимиляция, спецификация и использование содержательно воссозданных культурных контекстов дело практиков анализа и интерпретации музыки.

Проблема содержания, отношения содержания и формы - одна из фундаментальных проблем искусствоведения. Наиболее остро она стоит в музыкознании, поскольку музыка, искусство по преимуществу беспредметное и авербальное, обнажает самую сердцевину проблемы, ставит ее ультимативно, категорично. Но и соединяясь со словом, зрелищем, сценическим действием, музыка не теряет своей специфики, своего, отличного от текста, зрелища, действия содержания. (Конечно, это касается музыки как искусства, а не звукового фона, лишенного самостоятельного смысла.)

В наиболее общем, философском значении содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Естественно, общефилософское понятие содержания не раскрывает специфики художественного. В музыкознании оно соответствует понятиям: художественная структура, музыкальный, звуковой материал. Между этими последними понятиями, как известно, существует различие: музыкальный материал, в отличие от звукового, уже подразумевает определенную степень организованности. Близкое понятию музыкальный материал, словосочетание тематический материал обозначает еще одну качественно новую ступень в организации музыкальной ткани.