Организации материала музыки

Но значит ли это, что содержание произведения в целом было эстетически усвоено столь же разнопланово и неадекватно авторскому замыслу, в пределах, столь далеких от мнения экспертов-музыковедов? Вполне возможно, что если бы были найдены способы точного определения эмоционального уровня, косвенные способы узнавания того, что лежит в сфере внутренней речи, в сфере психологической установки, картина была бы иная и разброс в сфере восприятия содержания был бы гораздо меньше, чем в сфере его словесной интерпретации.

Еще одна сложность (подводный камень, подстерегающий музыковеда-аналитика) заключается в самом типе организации материала музыки и, естественно, типе получения в ее сфере информации.

В искусствах вербальных (литература, поэзия) и изобразительных время восприятия произведения субъективно: читать, рассматривать можно сколь угодно долго. Конечно, и музыкальное произведение можно прослушать несколько раз (пластинка и магнитофонная запись дали возможность здесь ввести фактор субъективного времени), но процесс восприятия произведения как целого организован самим звучащим текстом .

Прервать в любом месте или растянуть слушание может музыкант анализирующий, разучивающий, а также композитор сочиняющий. Однако эти виды общения с текстом совершенно иной природы, чем слушательское эстетически полноценное восприятие произведения как целого. Огромное значение для понимания специфики восприятия слушателя имеет и упоминавшееся выше обстоятельство-музыкальный текст сложного произведения насыщен информацией.

Природа музыки такова, что между рельефом, первым планом, фигурой и фоном, воспринимаемым бессознательно, лежит многоступенчатая шкала убывания рельефности и параллельно, но независимо от убывания значимости для данного произведения - десемантизация элементов формы. В музыке мы очень многое слышим и не слышим - в отличие от романа или стиха, или драмы, где словесный ряд как таковой рельефен весь.