Система ассоциативных значений

Какова же система ассоциативных значений в этой музыке? Самый фундаментальный ее элемент - ритм, обеспечивающий развертывание звучаний, цементирование всех их элементов в едином временном потоке. Кроме этой технической роли ритм имеет своей образной задачей отображение энергии непрерывного движения увы, движения механического. Механистичность - важнейшая ассоциация в рок-музыке, которая, в отличие от предметно-изобразительных ассоциаций в классике, не подымается до круга более высоких значений, остается в буквальном смысле неподвижным первичным значением. По ходу развертывания механистичность не трансформируется в какое-либо иное, более живое качество, а прочие звуковые компоненты, как бы они ей не оппонировали, каковы бы ни были внушаемые ими ассоциации, не в силах перекрыть господствующий смысл ритма. Например, мелодический элемент может позаимствовать круг ассоциаций у мелодии великого композитора или у религиозного хорала или соединить танцевальный джазовый корус с исступленными натуралистическими выкриками певца -все равно, биологическая энергия ритмической сетки всему навязывает свой характер и свое значение механического движения.

Ввиду того, что стилистика и звуковые средства рок-музыки достаточно отточены, ее звукоструктуры сами могут выступать как символические значения, например, для отображения стихии низкопробности, как символ современности со знаком минус. Правда, сколько-нибудь серьезных результатов такое использование рок-музыки не принесло. Попадая в контекст с более высоким художественным содержанием, эти звукоструктуры придают новому целому привкус той самой минусовой эстетики, которую они символизируют. В отличие от искусства театра или литературы, способных создавать органическое целое из высоких и низких элементов, музыка требует единства иерархии своих ассоциативных значений, в противном случае она приходит к иллюстративности.