Специфика музыкального анализа

Другую категорию - к ней относятся историки, критики, музыковеды, занимающиеся проблемами музыкального анализа, историки и теоретики исполнительского искусства - можно уподобить литературоведам. С разных позиций - исторических, теоретических, эстетических, семиотических, иногда чисто интуитивно - они всегда ставят проблему соотношения содержания и формы в центр внимания. Направленность на содержательный аспект преобладает в интонационном анализе (Асафьев), в целостном анализе (Мазель, Цуккермап). Такой анализ направлен па произведение во всех аспектах его бытия.

Е. Назайкинский считает, что конечной целью исследователя является субъективный образ произведения, живая запись музыки, ее бытие в деятельности воспринимающего. В этом высказывании обращает на себя внимание направленность анализа не столько на текст произведения, сколько на слушателя, на слушателя-музыковеда и слушателя-любителя. Выделение содержательного момента в субъективном преломлении текста, исследование деятельности воспринимающего, характерное также для работ В. Медушевского, В. Головинского, Э. Алексеева, означает сближение собственно музыковедения с психологией и социологией (социальной психологией).

Содержательный, а не только формально логический по направленности спектр анализа творчества в контексте культуры (культурологический аспект) восприняты музыкознанием из смежных областей - прежде всего из искусствознания, эстетики, литературоведения. Культурологический аспект является уточнением и качественно новым аспектом исторического подхода к явлениям искусства.