Стремление к объективации

Плодотворными оказались и поиски в области семиотики, ставящие целью рассмотрение музыки как знаковой системы. Наиболее существенно здесь стремление к объективации наших представлений о содержании. Все же семиотика, по-видимому, не может дать адекватный метод его анализа. Во-первых, потому, что означаемое в музыке захватывает лишь малую область содержательной структуры, которая поддается обозначению словом. Распространить вербализацию на всю структуру можно лишь исходя из субъективного толкования содержания. При этом вариабельное, гибкое, подвижное становится инвариабельным (с закрепленным смыслом), стабильным, незыблемым, единственным для всех. Другой путь -считать знаком весь текст в целом. Слово-знак в таком случае получает метафорический смысл. В целом же семиотический подход не дает в руки аналитика инструмента, метода.

Во-вторых (и это связано с коренным свойством семиотики), знак -понятие неподвижное, неадекватное лабильности, изменчивости и амбивалентности музыки как временного искусства. Целостный анализ, хотя и не заменяющий течение музыки, все же может адекватно отразить эти ее процессуальные свойства. Проследив, например, тематическое развитие, музыкальную фабулу и драматургию, изменения одной и той же темы, выявив единовременный контраст, определив соотношение элементов музыкальной ткани или показав их разнородность, их смысловую разнонаправленность, аналитик в состоянии судить именно об этих вещественных свойствах музыки как искусства. Рассмотрение же музыки как знаковой системы останавливает процесс вообще.