Универсальные выразительные структуры

Поэтому данные феномены музыкального языка проще включаются в семиотический контекст культуры. Скажу кратко о его основных составляющих.

Во-первых, это универсальные выразительные структуры, обладающие кругом эстетических, мировоззренческих и культурно-символических значений, в музыке проявляющиеся на уровне ладогармонической, композиционной, метроритмической организации. Особо следует отметить обусловленность этих структур мировоззрением и эстетическим сознанием, определяющими тот конкретный тип выразительной целостности, который называют стилем. Монументальный, устремленный ввысь, стрельчато-арочный готический (Асафьев писал о застывшей лаве готической полифонии) стиль пассиоиов Баха; мифологизирующий эстетизм, прихотливая самодовлеющая орнаментальность, растительная арабесочность музыкального рисунка стиля модерн в Фавне и других пьесах Дебюсси - эти черты не исчерпывают, конечно, индивидуального стиля Баха и Дебюсси, но выражают их глубокую причастность современной им культуре. Огромное стилевое разнообразие жизни и искусства в XX веке, снявшее вопрос о едином, точнее - единственном стиле эпохи, вовсе не отменяет необходимости интерпретации музыкальных стилей (групповых и индивидуальных) в контексте существенных стилевых черт и закономерностей современной культуры, включая ее глубокое стилевое единство на одних уровнях и крайнюю противоречивость на других. Ясно при этом, что здесь стилевой, как разновидность семиотического, контекст опять тесно переплетается с другими, особенно с духовно-ценностным.

Во-вторых, это устойчивые содержательные языковые формы, типы высказывания (монологические и диалогические, повествовательные, проповеднические, исповедальные; регламентированные и импровизационные, публичные и бытовые и т.д.), в которых в определенных ситуациях реальной жизни воплощается и передается социальная информация и благодаря которым осуществляется общение между людьми.