Усиление музыкально-тематических связей

Усиление музыкально-тематических связей между частями приводит к проникновению в цикл и иных дополнительных формообразующих принципов и функций одночастных форм - рондо и вариаций. Рондообразная структура цикла является для многочастных вокальных симфоний довольно типичным случаем. Наиболее ясно проявляется она в Девятой симфонии Вайнберга, Третьей и Десятой симфониях Локшина, та или иная связь с ней заметны в Шестой симфонии Вайнберга, Четырнадцатой Шостаковича. «Прослаивание» контрастных частей рефреном - давно известное и используемое композиторами средство «внесение единства в многообразие» (В. Цуккерман), но в обычном непрограммном инструментальном симфоническом цикле встречается редко. В вокальной симфонии рондообразное строение цикла возникает при особых условиях, стимулируется определенным программным замыслом, о котором уже упоминалось в первом разделе работы: если основные части цикла представляют собой ряд картин, подчиненных общей идее, но не имеющих между собой непосредственной временной или причинно-следственной связи, то очень естественным способом их логического и музыкально-композиционного объединения оказывается введение между ними «рефрена», который содержит ключевую объединяющую мысль всего сочинения. Как правило, этот смысловой рефрен и части, выполняющие функции эпизодов, оказываются очень четко разграничены и по вокально-испольнительским средствам (соло - хор).

О строении циклов Девятой симфонии Вайнберга и Десятой Локшина речь уже шла выше. В слитно-циклической композиции Третьей симфонии Локшина на стихи Киплинга рефреном является начальная фраза «Песни мертвых» - «Слушай, поют мертвецы.», которая несет в себе обобщающий смысл. Она появляется в интродукции как смысловая «заставка»- введение в симфонию и далее возникает как бы «наплывом», как в кинодраматургии, в интерлюдиях после каждой из основных частей - картин солдатской жизни («Дэнни Дивер», «Пыль»).