Внемузыкальное звучание

На этом уровне внемузыкальные ассоциации возникают случайно подобно тому, как случайно возникают они при восприятии любого внемузыкального звучания. Музыкальные же не возникают вовсе. Описание этого уровня в плане анализа художественного содержания дает очень мало. Пожалуй, известную роль может играть опора на этот уровень при критической оценке: например, констатация факта, что композитор злоупотребил громкими звучностями tutti; или, напротив, фактура оказалась жидкой и пр.; или оценке общих звуковых особенностей стиля (например, можно сказать, что стиль классицизма связан с прозрачностью звучания, а стиль позднего романтизма с его плотностью).

Этот уровень, по мнению В. Медушевского, имеет большое обучающее значение, ибо элементарные ассоциации - это своего рода мост между музыкой и внемузыкальной действительностью; элементы этого уровня имеют расшифровывающий смысл.

Фонический, или элементарно-ассоциативный уровень легко поддается анализу. Коль скоро здесь имеют место конкретные предметные связи с миром явлений, с внемузыкальной действительностью, музыковед имеет достаточно объективных оснований, чтобы с большей или меньшей точностью оперировать понятиями, пользуясь вербальным языком отнюдь не метафорически. Так происходит узнавание или опознавание претворенных в музыке зримых и слышимых явлений действительности.

Нельзя не отметить здесь, что элементарно-ассоциативный уровень не выводит музыку за пределы натуралистического воспроизведения явлений окружающего мира. Важно и другое: элементы действительности, доступные воспроизведению средствами музыкальных звуков, в самой действительности являются элементами разных явлений.