Восприятие музыки

Нет никакого сомнения в том, что восприятие музыки определенным, преднамеренным образом инициирует деятельность психики, управляет процессом возникновения временных нервных связей между участками коры головного мозга и через этот механизм оживляет следы, запечатлевшие индивидуальный жизненный опыт. При этом необходимо учесть, что ассоциативные представления не являются конечным результатом воздействия музыкальных звукоструктур на человеческую психику, так как образы в пашем сознании существуют не сами по себе, но в совокупности с определенными смысловыми значениями, то есть психический процесс должен дорастать до уяснения смысла этих значений, только тогда музыка может быть понята и у слушателя появится реальное основание говорить о ее содержании. Для обозначения этой, достигающей содержательного уровня, стадии психического процесса в данном тексте принято понятие ассоциативные значения.

Насколько серьезен в методологическом отношении этот вопрос, позволяет судить сходная ситуация в поэзии. Так, В. Жирмунский в своей ранней работе Задачи поэтики (1919-1923) останавливается на проблеме специфического содержания поэзии, рассматриваемого через восприятие. Он пишет, что образы, сопровождающие течение слов, в достаточной мере субъективны и неопределенны и находятся в полной зависимости от психологии воспринимающего, от его индивидуальности, от изменения его настроения и пр. С живописью или музыкой образы поэзии. соперничать в наглядности не могут: в музыке и живописи чувственный образ закреплен эстетически, в поэзии он является субъективным добавлением воспринимающего к смыслу воспринимаемых им слов.