Явление земной природы

Если бы музыка приходила к нам из мирового пространства, наподобие космических лучей, или была бы явлением земной природы, наверное, было бы неправильным говорить о том, что она содержит в себе или несет с собой ассоциативные значения, поскольку они возникают только в сознании слушателя. Но музыка рождена в человеческом обществе, и в процессе композиторского или народного творчества она уже требует испытания на способность вызывать те или иные ассоциации, и в этом случае в ней действительно оказываются заложены значения, которые, правда, могут быть и не воспринятыми по объективным или субъективным причинам. Ассоциативные значения, возникающие в сознании слушателей, не равнозначны и не однородны: группа ассоциаций, непосредственно связанная с акустическими, физическими элементами музыки, хотя и входит в художественное содержание музыки, но по своему природному смыслу занимает положение базового, низшего уровня значений. К этому уровню могут быть отнесены и те значения, которые имеют отсылку к конкретной реальности. Слушая музыку, мы, например, отмечаем: похоже на такой-то механический или природный звук, напоминает известную нам мелодию. Эти ассоциативные значения, приходящие к нам вместе с музыкальными звуками, представляют собой простейшие элементы содержания, касающиеся внешнезвуковой стороны музыки. Назовем такие значения первичными, а их уровень - уровнем (или кругом) первичных значений. Если музыка порождает в нашем сознании сложные ассоциации, в том числе абстракции высшего порядка, такие, например, как возвышенное, потустороннее, прекрасное, жизненно-правдивое и т. д.- налицо иной, более обобщенный, более высокий в сравнении с первичным круг значений. Назовем его вторичным кругом (или уровнем), а сами ассоциации - вторичными значениями.