Обрядовый фольклор

Здесь, правда, весьма заметно выступает различие между слушателем и исполнителем. Исполнитель способен отчетливо, во всех подробностях слышать произведение, которое он играет или исполнением которого управляет. Заметим здесь, что такие музыкальные жанры, как прикладная музыка, массовые жанры, обрядовый фольклор обычно очень просты для воспроизведения и восприятия; в них преобладает рельеф, фигура. Роль побочных фигур, дополняющего фона (не осознаваемого, воспринимаемого на заднем плане) такова, что она не осложняет восприятие фигуры первого плана-мелодии, которая в принципе целостна и самодостаточна и без фона. И, наоборот, сложное произведение требует сосредоточенного внимания, направленности его на звучащий музыкальный текст. Всякая сопутствующая деятельность приведет здесь к отключению, К превращению музыки в фон или помехи. В конечном счете восприятие музыки целостно. И эта целостность вполне осознаваема и по отношению к форме, и по отношению к содержанию.

Осознаваемое авербальное вовсе не означает нечто сухое, эмоционально бедное. Дело в том, что в момент творчества не только у слушателя, но и у композитора и исполнителя господствует не анализ, а синтез. Анализ же, расчленение - это лишь подготовительная работа и необходимый самоконтроль. Автоматизация техники для того и нужна, чтобы в момент творчества господствовал синтез.