5

− Источник ассоциаций

Источником ассоциаций, связующих музыку Бориса Годунова с историческим временем драмы Пушкина, стала русская крестьянская песня. Мусоргский нашел способы переплавки этих интонационно-мелодических ресурсов в многоголосие современного ладового типа, сохранившее естественную природу и ассоциативный ряд песенного источника.

В отличие от Мусоргского Верди, имея за плечами огромный опыт созд


читать далее »

− Характеристика Кармен

Музыкальная речь героев реалистической оперы насквозь характеристична; у каждого она имеет свои неповторимые черты, данные к тому же в движении, развитии. Кармен - Хозе - Эскамильо; Онегин -Ленский--Татьяна; Борис - Пимен - Юродивый - Варлаам - Самозванец - Марина - Шуйский; Отелло - Яго - Дездемона; Виолетта - Альфред - Жермон: характеристичность музыкальной речи этих героев достигается в каж


читать далее »

− Личностно-психологическая характеристичность

Гораздо больший интерес представляет в Кармен использование жанрово-реалистических ассоциаций в музыке массовых и ансамблевых сцен. Поющий и танцующий оперный народ на сцене - очень давняя традиция, обычно опирающаяся на жанр. В Кармен таких сцен много. Но вот особый случай-Секстет и хор из III действия. Пояснительная ремарка гласит: Дикое скалистое место в горах. Темная ночь, и далее: Один з


читать далее »

− Элегические обороты

В Сцене письма, в Заключительной сцене оперы, решающих для характеристики героини, ее музыкальная речь гимнична. По сути дела, элегические обороты Ленского в партии Татьяны превращаются в лирический гимн. Жанр помогает переосмыслить сходный музыкальный материал, образовать два разных личностно-психологических ряда. Онегин в тех эпизодах, где не дублируется музыка Татьяны, имеет свою область му


читать далее »

− Смысловая структура

Как видно из приведенного здесь разбора трех мелодических по типу опер, важнейшим источником соответствующих реалистических ассоциативных значений в них служит система музыкальных жанров, используемых в прямом смысле (Кармен) или в различных смысловых и психологических опосредованиях (Евгений Онегин, Травиата).

Смысловая структура ассоциативных значений речитативных опер более сложная.


читать далее »

− Искусство экрана

Намечающаяся здесь теоретическая проблема музыка и слово входит в более широкую систему соотношений: музыка и. другие средства выражения. Таких средств по крайней мере два: слово и зримый (видео) ряд. Все, что касается соотношения музыки с видеорядом, имеет весьма отдаленные касания к нашей теме, поэтому затронем только самые общие вопросы в области содержания музыкального компонента.


читать далее »

− Вокальное произведение

Выше уже отмечалось, что в образной сфере нашего сознания при различных воздействиях реакция проявляется в виде ассоциативных представлений. Таким возбудителем образной сферы может быть и слово. Здесь, также как и при восприятии музыки, включается механизм ассоциативной реакции, которая может протекать самостоятельно и свободно либо в соответствии с усвоением прямого смысла, передаваемого слов


читать далее »

− Структура музыкальных ассоциаций

В речитативной вокальной музыке ассоциативный ряд музыкального компонента напоминает структуру музыкальных ассоциаций в образном единстве видеоряд - музыка. В речитативах немузыкальный компонент - слово с его ассоциативной и понятийной сторонами - главенствует, руководит целым, в то время как музыкальные ассоциации, дополняющие целое (по принципу подобия либо контраста) до оптимального содержа


читать далее »

− Речитативный тип вокальных партий

Речитативный тип вокальных партий в операх Мусоргского или в поздних операх Верди структурно более сложен, чем мелодический тип в операх среднего периода того же Верди, ибо речитатив требует тончайшей сбалансированности музыкальных ресурсов, удержания их на грани частичной подчиненности слову (в сфере психологизма) и вместе с тем музыкальности, выразительности, разнообразия звуковых структур.


читать далее »

− Реализм в оперном творчестве корифеев

Реализм в оперном творчестве корифеев XIX века сложился идейно и технологически, он был понят современниками и утвердился в истории культуры как метод и система, наследующие и обобщающие на новом уровне музыкального искусства высокие достижения народного творчества, классического и романтического направлений. Техника реалистической оперы в ее мелодическом и речитативном вариантах продолжала со


читать далее »