16
− Длительный путь
Аналогичным образом развивались идеи и в инструментальных жанрах. Например, рожденная в мангеймском оркестре идея массированной струнной звучности, нашедшая свое отражение в единстве симфонической звукоструктуры, прошла длительный путь интенсивных метаморфоз: через шедевры классической эпохи, через отрицание в симфониях романтиков, через новое воплощение в богатейших симфонических произведения
читать далее »
− Революционный фольклор рабочего класса
Революционный фольклор рабочего класса, с одной стороны, и пародийно-гротескное снижение традиционных бытовых жанров или употребление звукоструктур с негативным эстетическим потенциалом - с другой, ввели в содержание музыки новые категории ассоциативных значений. По поводу элементов, вносящих в содержание отрицательный смысл, нужно сказать, что эта область значений требует особой настройки вос
читать далее »
− Музыка в контекстах духовной культуры
Музыка - часть культуры общества. Осознание этого факта в наши дни, несомненно, стало более широким и глубоким, чем прежде. Особенности современной художественной практики и развитие музыкознания, в том числе его усиливающиеся связи с социогуманитарными науками, позволяют понять всесторонний, всеобъемлющий характер связи музыки и культуры, связи, охватывающей как богатство музыкальных феномено
читать далее »
− Музыкальные эксперементы Брамса
Если задаться вопросом, к какому методу-шумановскому или листовскому музыка Брамса ближе, то совершенно очевидна преемственность ее от Шумана. Брамс синтезирует различные элементы содержания на глубинных уровнях музыкальной звукоструктуры, и это позволяет ему обобщать их в новое содержательное целое. С одной стороны, мы всюду у Брамса ощущаем личностно-психологическую автопроекцию и, соответст
читать далее »
− Музыкальная классика
В своих программных сочинениях Чайковский следует по пути, проложенному Листом, но с коррекцией на шумановский тип программности. Такие произведения, как симфония Манфред, увертюра-фантазия Ромео и Джульетта, симфоническая поэма Франческа да Римини и др. обладают самодостаточной звукоструктурой классического типа, хотя сами программы очень напоминают листовские. В целом же программность не явл
читать далее »
− Направления реализм в инструментальной музыке
Однако последнее слово в этом вопросе еще не сказано; важно, что традиции классического реализма вошли в жизнь XX столетия, и в этом заслуга Рахманинова исключительно велика.
Итак, реализм в инструментальной музыке имел своими главными источниками классико-романтическое и классико-реалистическое направления. В этих линиях развития романтизм представляется переходной стадией от класси
читать далее »
− Экстравертивный музыкальный поворот
Отсюда - экстравертивный поворот музыкальной образности; Брукнер достигает экстравертности путем включения в свои звукоструктуры изобразительно-картинных элементов. В целом системы соподчинения признаков в неоромантических стилях построены с учетом основного фактора - отсутствия классических принципов формообразования и отхода от народно-национальной жанровости. Перенос центра тяжести содержа
читать далее »
− Экстравертный музыкальный характер
Национально-характеристические значения, причем - многообразные, заложены в произведениях на глубоких уровнях музыкального языка, и в этом Дебюсси похож на Глинку, Бородина или на своего соотечественника Бизе. Безусловно типичной чертой музыки Дебюсси является экстравертный характер ее образов, хотя всюду эта проекция во внешний мир дана в личностно-психологическом ключе. Того, чего Глинка или
читать далее »
− Познание мира и человека в музыкальном искусстве
Речь идет о специфически музыкальных закономерностях, о музыке, воздействующей на нас только своей звукоструктурой и вызывающей через это воздействие вполне определенный, конкретный комплекс ассоциаций, который и является основой нашего понимания содержания во всей его многосторонности: национальной, временной, личностно-психологической, повернутой к внешнему миру или отображающей внутреннее с
читать далее »
− Ассоциативное поле и путь к себе
В музыке программной ассоциативное поле сжимается, да и слушательская автопроекция лишается свободы. Например, мы можем совершить вместе с берлиозовским Чайльд-Гарольдом музыкальное путешествие по Италии, побывать в пещере контрабандистов, потанцевать сицилиану и т. д. Но это будет вынужденное путешествие с героем, который может быть непонятен и чужд нам и в которого мы, может быть, не сможем
читать далее »