Прощальная симфония Гайдна
Прощальная симфония Гайдна 1 замечательный пример драматического взаимодействия социально безусловных требований роли (играть - здесь роль) и личностью безусловных привязанностей сердца, официального и интимного общения: прощание с дорогой сердцу ролью, которая для музыканта - жизнь, не роль; человеческий протест против унизительных ролевых зависимостей, аппеляция к состраданию и самоутверждение. в той же ролевой форме.
Для романтиков типологически задан набор некоторых социальных ролей - художника (Карнавал и Давидсбюндлеры Шумана, Фантастическая симфония Берлиоза), странника (вокальная лирика Шуберта, Первая симфония Малера), бунтаря (некоторые прелюдии и этюды Шопена, скрипичное скерцо и Третья соната Брамса); и роли, конечно, тоже диктуют некоторые нормативные рамки общения. Но характер этих ролей, к тому же свободно выбранных, соответствует сути романтического мироотношения (приоритет чувств, свобода, мечта, ирония) и потому сам подчиняется художнической индивидуальности, совмещается с идеалом свободы и идеальным романтическим миром.
Однако именно романтическая культура и ее преемники остро осознали и попытались осмыслить сложность, противоречивость, даже трагизм отношений между интимным и игровым общением как продолжение конфликта между любовью и игрой, условным и безусловным.
Музыка социалистического общества, отражая богатство его коммуникативных связей возможностей и потребностей, творчески преломляет и развивает все без исключения современные и традиционные типы и варианты социокультурных форм общения в их социально-гуманистическом содержании и значении, в их сложных, подчас конфликтных взаимосвязях.
Подтверждением может служить как творчество советских классиков - Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, так и таких крупных композиторов наших дней, как В. Гаврилин, Г. Канчели, Г. Свиридов, Б. Тищенко, А. Шнитке, Р. Щедрин и других. Не вызывает сомнений необходимость анализа советской музыкальной культуры в этом и других названных контекстах духовной культуры.