31
− Музыкально-интонационные связи
Семиотический контекст необходим, поскольку семиотика культуры генетически и функционально влияет на музыку, на ее собственный языковой аспект.
Здесь не место анализировать специфику знаковых форм в музыке, но необходимо о ней напомнить, поскольку исследование связи языка музыки с другими языками культуры во многом определяется и, я бы сказал, затрудняется именно этой спецификой. Средо
читать далее »
− Невообразимый музыкальный стиль
Поэтому данные феномены музыкального языка проще включаются в семиотический контекст культуры. Скажу кратко о его основных составляющих.
Во-первых, это универсальные выразительные структуры, обладающие кругом эстетических, мировоззренческих и культурно-символических значений, в музыке проявляющиеся на уровне ладогармонической, композиционной, метроритмической организации. Особо следу
читать далее »
− Формирование самостоятельных музыкальных жанров
М. Бахтин назвал их речевыми жанрами . В качестве таковых функционируют в культуре не только словесные формы общения, но и устойчивые системы жестов, этикет, любые формы знакового поведения. С некоторыми из речевых жанров музыка функционально связана изначально, что определило формирование ряда самостоятельных музыкальных жанров: танцевальных, маршевых, религиозно-ритуальных (месса, хорал) и т
читать далее »
− Влияние музыкальных жанров
Ясно, что подобное влияние речевых жанров сказывается в первую очередь на глубинном уровне музыкального высказывания: речевой жанр выстраивает прежде всего внутреннюю форму, через нее либо меняя характер исходного музыкального жанра (так, романтики как бы вживляют в ядро большинства инструментальных, танцевальных и вокальных жанров центральную жанровую форму своей культуры - исповедь, превраща
читать далее »
− От языка искусства, - к языку жизни
Таковы живущие в музыке романтические образы пути, духовного порыва, мечты, праздника, смерти и другие, таковы по-разному осмысляемые современной демократической и буржуазной культурой образы города, революции и революционных масс, войны и мира, человеческого братства и враждебных человеческих начал, солидарности и отчуждения, мещанства, с его пошлым прагматическим отношением к миру и светлой,
читать далее »
− Феномен творчества Мусоргского
А накануне Великой французской революции вместо господствующей рационалистической модели музыкального языка формирующееся музыкальное сознание третьего сословия (последовательнее всего выраженное Руссо в его полемике с Рамо) утверждает новую (отличающуюся от условной, искусственной с его точки зрения, старой), с доминантой простоты, задушевности, безыскусности, принципом естественной связи сер
читать далее »
− Музыкальная речь
Натуралистические элементы более всего сказываются в вокальных партиях оперы. Если, например, музыкально богатые, психологически выразительные речитативы Хозе из заключительной сцены Кармен исполнить с пережимом, не спеть по нотам, а эффектно прокричать слова, фразы, получим может быть и впечатляющий, но грубый, музыкально обедненный смысл сцены, что порой и случается с нечуткими исполнителями
читать далее »
− Оперного искусство
Великие достижения оперного искусства XIX столетия поставили в очень трудное положение последующее творчество. Многочисленные современные споры о состоятельности или несостоятельности оперы как жанра, как условного во многом соединения разных искусств почти не затрагивают проблему внутренней структуры музыкального компонента, хотя именно здесь и сосредоточивается жизнеспособность оперного иску
читать далее »
− Восприятие классической музыки
Весьма красноречиво ограниченное действие в инструментальной классической музыке личностно-психологических ассоциативных значений. Каждый из великих творцов классической музыки обладал незаурядной, мощной личностью, и все-таки музыка, ими рожденная и обладающая высокой индивидуальностью звукоструктур, в основном не несет в себе личностно-психологических ассоциаций, и это - не парадокс.
читать далее »− Триада ассоциативных значений
Попутное замечание о предрасположенности типов восприятия к тем или иным группам ассоциативных значений: Л. Толстой, как известно из его собственных признаний, был очень восприимчив к классической музыке, но не всякой, а наделенной именно личностно-психологическими значениями, и совершенно не принимал музыки объективированного типа с ограниченным действием этих значений - в том числе и бетхове
читать далее »