Музыкальная речь
Натуралистические элементы более всего сказываются в вокальных партиях оперы. Если, например, музыкально богатые, психологически выразительные речитативы Хозе из заключительной сцены Кармен исполнить с пережимом, не спеть по нотам, а эффектно прокричать слова, фразы, получим может быть и впечатляющий, но грубый, музыкально обедненный смысл сцены, что порой и случается с нечуткими исполнителями, натурализующими глубочайшее и правдивейшее в музыкальном отношении произведение Визе. Дело в том, что крик, надрыв сами по себе имеют немузыкальное, жизненное значение.
Будучи непосредственно перенесенными в музыкальную ткань, они, так же как и в жизни, несут в себе только прямой смысл, но не художественную информацию. Музыкальная речь героев в опере Берга в огромной своей части талантливо копирует интонацию выразительной драматической речи со всеми ее атрибутами - криком, угрожающим шепотом, утомительной монотонностью и т. п., а оркестр еще более усугубляет интонационную натуральность вокальных партий, поскольку его политональные и атональные звукоструктуры имеют в основном не тематическую, а фоновую функцию.
Получается парадоксальная ситуация: тщательно, до тонкости разработанные звукоматериальные ресурсы привлечены в этой опере для того, чтобы в максимальной степени заменить многослойное музыкальное воздействие однозначным выявлением преувеличенной натуральности переживаний. Близкая к натурализму экспрессионистская концепция оперы чрезвычайно уплощает содержание, уравнивает вокальные исполнительские возможности, так как в вокальных партиях этой оперы пение трактуется с малым привлечением музыкально-ассоциативных факторов. Здесь и проходит линия, отделяющая экспрессионизм от реализма: экспрессионизм стремится внушать, передавать эмоции помимо музыки, в то время как реализм синтезирует и обобщает на новом качественном уровне музыкальное содержание, воздействуя прежде всего через музыку.