30
− Культурное миропонимание, музыка Шопена
Ярчайший пример, конечно, Шопен, музыка которого заключает в себе безграничное богатство лирического осмысления временного разнообразия жизни. Шопен поражает не только чуткостью поэтической памяти, но прежде всего тончайшим эмоциональным восприятием-проживанием настоящего.
Реалистическая же трактовка времени базируется на культурном миропонимании, вобравшем грандиозный практический, соц
читать далее »
− Культурологический подход в музыке
Но на этот вопрос нельзя ответить без культурологического подхода, без выявления культурно-типологических черт семантики, эстетики и поэтики проецируемого в музыку и образно воскрешаемого ею пространства.
Необходимо, по крайней мере, выделение характерных для конкретной культурной картины мира сфер (природное, божественное, социальное, психологическое) и измерений (масштаб, структу
читать далее »
− Социокультурная функция музыкального сюжета
Движение, этот атрибут мира, понятый как любое его изменение, фиксируется и осмысляется культурой и искусством как с помощью пространственно-временных представлений, так и через особую, хотя и тесно связанную с последними, содержательно-структурную универсалию - сюжет. Понятие сюжета в последнее время все чаще используется музыкознанием 3.
Сюжет может быть рассмотрен как содержательн
читать далее »
− Значение музыкального сюжета
Методологическое значение понятия сюжет для музыкознания заключается, прежде всего в возможности вскрыть жизненную предметно-событийную, часто конфликтную наполненность музыкальных структур (интонационных, композиционно-драматургических и т. д.).
Музыкальный сюжет не чисто-текстовая, но образная содержательная структура, имеющая (получающая) значение и смысл только при содержательно
читать далее »
− Культурный образ
Наконец, в-третьих, в культурный образ мира и, соответственно, в структуру музыкального содержания входят (в разные эпохи - в разном объеме, степени) более конкретные и в этом смысле более наглядные представления об отдельных сторонах, сферах, проявлениях значимой реальности -образы природы, истории, человека, его быта и нравов, сознания и поступков, образы конкретных жизненных сфер (труда, бо
читать далее »
− Система ценностей в музыкальном контексте
Духовно-ценностный контекст в силу ценностно-познавательной природы искусства, а также специфики музыкального содержания - центральный. Он представляет теснейшим образом связанный с предметным ценностно-смысловой план культурной картины мира.
Этот план включает социально-исторически складывающиеся системы ценностей и их реализацию: ценностную иерархию мира на основе таких противоположно
читать далее »
− Трагизм, как средство понимания мира
Слышимый трагизм музыки Баха, Шуберта, Мусоргского также типологически совершенно различен, ибо включен в различные системы понимания мира и его ценностной интерпретации. Наконец, всякий раз конкретно обусловлено системой ценностей соотношение музыкально воссоздаваемых образов реального и идеального, сущего и должного.
Основными типами ценностей, выражаемых музыкой, являются эстетичес
читать далее »
− Культурно-психологический контекст
Разумеется, выделение ценностной доминанты творчества большого композитора или направления носит самый общий характер, но оно, думается, полезно: ведь и жанровый спектр творчества, отличающие его жанрово-тематические предпочтения обусловлены своеобразием тон или иной культурной системы ценностей, ее собственной ценностной доминантой.
Вообще же обращение к духовно-ценностному контекст
читать далее »
− Эмоциональное музыкальное воздействие
Все значимые структурные особенности, все физиономические черты общественной психологии отпечатываются в содержании и форме интонационного мышления и высказывания, как и в психологии музыкального творчества.
При любой степени композиторского новаторства и индивидуальности богатство, соотношение и неповторимый тонус интонационно воплощаемых состояний создания восходят к определенной куль
читать далее »
− Социально-психологический облик
Так, противоречив и парадоксален социально-психологический облик музыки Баха, вобравший черты разных культурных эпох: религиозный оптимизм и барочный трагизм мироощущения, традиционное христианское преклонение перед господом, высокое всепоглощающее стремление к нему и простонародное бытовое любопытство, бюргерскую трезвость, ремесленный хищный глазомер, самозабвенную веру и глубочайшую духовну
читать далее »