Эмоциональное музыкальное воздействие

Все значимые структурные особенности, все физиономические черты общественной психологии отпечатываются в содержании и форме интонационного мышления и высказывания, как и в психологии музыкального творчества.

При любой степени композиторского новаторства и индивидуальности богатство, соотношение и неповторимый тонус интонационно воплощаемых состояний создания восходят к определенной культурно-психологической матрице (Яворский бы сказал схеме), реализуют явные или до норы скрытые психологические свойства конкретного типа (иногда - нескольких типов) культуры.

Огромный общественный отклик, сила эмоционального воздействия великих музыкальных сочинений часто уже при первом исполнении, еще до глубокого концептуального их осмысления, как раз свидетельствуют о резонансе произведения с массовой психологией:- конкретными мыслями, чувствами, чаяниями и ожиданиями людей: Рыдали яростно, навзрыд, одной единой страсти ради на полустанке - инвалид и Шостакович в Ленинграде (А. Межиров).

Поэтому только в контексте определенной социокультурно-психологической системы могут быть поняты такие важные психологические характеристики музыки и их соотношения, как, например, эмоциональное и интеллектуальное, индивидуализированное и надличностное, эпическое и лирическое, созерцательность и волевая активность, этос и аффект, сдержанность и экстатическая открытость, выражения чувств.

В том же контексте выявляется смысл и процессуальных свойств музыки: метроритма, агогики, соотношения статики и динамики и т. п., отражающих и выражающих часто не столько объективную действительность, сколько своеобразный способ ее субъективного освоения. Наконец, музыка - зеркало и аккумулятор конкретных по содержанию и форме социально-психологических состояний - высших социальных чувств, умонастроений, духовно-практических устремлений и их устойчивого интеграла - мироощущения, определяющих ее общий идейно-эмоциональный строй (настрой) и характер отдельных музыкальных переживаний.