9
− Культурный образ мира
Наконец, в-третьих, в культурный образ мира и, соответственно, в структуру музыкального содержания входят (в разные эпохи - в разном объеме, степени) более конкретные и в этом смысле более наглядные представления об отдельных сторонах, сферах, проявлениях значимой реальности -образы природы, истории, человека, его быта и нравов, сознания и поступков, образы конкретных жизненных сфер (труда, бо
читать далее »
− Духовно-ценностный контекст
Духовно-ценностный контекст в силу ценностно-познавательной природы искусства, а также специфики музыкального содержания - центральный. Он представляет теснейшим образом связанный с предметным ценностно-смысловой план культурной картины мира. Этот план включает социально-исторически складывающиеся системы ценностей и их реализацию: ценностную иерархию мира на основе таких противоположностей, к
читать далее »
− Трагизм музыки
Слышимый трагизм музыки Баха, Шуберта, Мусоргского также типологически совершенно различен, ибо включен в различные системы понимания мира и его ценностной интерпретации. Наконец, всякий раз конкретно обусловлено системой ценностей соотношение музыкально воссоздаваемых образов реального и идеального, сущего и должного.
Основными типами ценностей, выражаемых музыкой, явля- ются эстетич
читать далее »
− Выделение ценностной доминанты
Разумеется, выделение ценностной доминанты творчества большого композитора или направления носит самый общий характер, но оно, думается, полезно: ведь и жанровый спектр творчества, отличающие его жанрово-тематические предпочтения обусловлены своеобразием тон или иной культурной системы ценностей, ее собственной ценностной доминантой.
Вообще же обращение к духовно-ценностному контексту
читать далее »
− Эмоциональное воздействие
Все значимые структурные особенности, все физиономические черты общественной психологии отпечатываются в содержании и форме интонационного мышления и высказывания, как и в психологии музыкального творчества. При любой степени композиторского новаторства и индивидуальности богатство, соотношение и неповторимый тонус интонационно воплощаемых состояний создания восходят к определенной культурно-п
читать далее »
− Религиозный оптимизм
Так, противоречив и парадоксален социально-психологический облик музыки Баха, вобравший черты разных культурных эпох: религиозный оптимизм и барочный трагизм мироощущения, традиционное христианское преклонение перед господом, высокое всепоглощающее стремление к нему и простонародное бытовое любопытство, бюргерскую трезвость, ремесленный хищный глазомер, самозабвенную веру и глубочайшую духовну
читать далее »
− Семиотический контекст
Семиотический контекст необходим, поскольку семиотика культуры генетически и функционально влияет на музыку, на ее собственный языковой аспект.
Здесь не место анализировать специфику знаковых форм в музыке, но необходимо о ней напомнить, поскольку исследование связи языка музыки с другими языками культуры во многом определяется и, я бы сказал, затрудняется именно этой спецификой. Средо
читать далее »
− Универсальные выразительные структуры
Поэтому данные феномены музыкального языка проще включаются в семиотический контекст культуры. Скажу кратко о его основных составляющих.
Во-первых, это универсальные выразительные структуры, обладающие кругом эстетических, мировоззренческих и культурно-символических значений, в музыке проявляющиеся на уровне ладогармонической, композиционной, метроритмической организации. Особо следует
читать далее »
− Глубокий уровень влияния
М. Бахтин назвал их речевыми жанрами . В качестве таковых функционируют в культуре не только словесные формы общения, но и устойчивые системы жестов, этикет, любые формы знакового поведения. С некоторыми из речевых жанров музыка функционально связана изначально, что определило формирование ряда самостоятельных музыкальных жанров: танцевальных, маршевых, религиозно-ритуальных (месса, хорал) и т
читать далее »
− Влияние речевых жанров
Ясно, что подобное влияние речевых жанров сказывается в первую очередь на глубинном уровне музыкального высказывания: речевой жанр выстраивает прежде всего внутреннюю форму, через нее либо меняя характер исходного музыкального жанра (так, романтики как бы вживляют в ядро большинства инструментальных, танцевальных и вокальных жанров центральную жанровую форму своей культуры - исповедь, превраща
читать далее »