11

− Об анализе содержания музыкального произведения

Таковы в очень кратком и весьма общем рассмотрении необходимые для адекватного понимания музыки контексты духовной культуры. Выделение этих контекстов и самое общее, принципиальное обнаружение их связи с музыкой методологически неизбежный и в то же время только первый шаг в применении культурологического подхода. Но и он дает понять трудности такого подхода, требующего привлечения огромного ис


читать далее »

− Эстетические качества

Осознание того факта, что эстетические качества изображаемого (описываемого) объекта (сюжета) не тождественны эстетическим качествам произведения искусства, что красота модели и красота картины или скульптуры - суть категории различные, приводит в эстетике и теории к проблеме художественного содержания как специфического, присущего только искусству.

В качестве содержания


читать далее »

− Принадлежности к какой-либо эпохе

А как быть с продукцией ремесленных однодневок, плодами творчества графоманов от музыки, ученическими упражнениями? В каком плане в этом случае можно ставить вопрос о художественной содержательности формы? Здесь необходимо учитывать, что помимо художественного содержания произведение несет в себе и внехудожественную информацию. Это информация о принадлежности к какой-либо эпохе, направлению, к


читать далее »

− Выветривание содержания искусства

Между музыкальной классикой и такого рода формальными опусами существует многоступенчатая шкала убывания художественного содержания.

Выветривание содержания искусства возможно и как некая закономерность культуры в период ее упадка. Самый факт ужесточения формальных элементов, ужесточения правила или канона, застывание и омертвение его можно считать началом интонационного кризиса (терми


читать далее »

− Слушательская квалификация

В понятие содержание - так, в частности, воспринимает слушатель аннотацию (о чем эта музыка?) - входят также композиция, характеристика тематизма, драматургии и пр., и пр., в зависимости от вкуса автора аннотации. Впрочем, речь в данном случае идет о некоем абстрактном, усредненном слушателе классической музыки. Слушательская квалификация неоднородна, равно как неоднородны и вкусы различных со


читать далее »

− Соотношение содержания

Другую категорию - к ней относятся историки, критики, музыковеды, занимающиеся проблемами музыкального анализа, историки и теоретики исполнительского искусства - можно уподобить литературоведам. С разных позиций - исторических, теоретических, эстетических, семиотических, иногда чисто интуитивно - они всегда ставят проблему соотношения содержания и формы в центр внимания. Направленность на соде


читать далее »

− Различные точки зрения на анализ

Различные точки зрения на анализ содержания возникают, главным образом, по отношению к его объекту - музыкальному произведению. Обратимся к более подробному выяснению сущности этого объекта.

Понятие музыкальное произведение распространяется далеко не на всю область музыкального творчества. Е. Назайкинский дает развернутую всестороннюю характеристику музыкального произведения. Выделим л


читать далее »

− Исполнительская реализация

Исполнительская реализация в системе композитор - текст - исполнитель есть мобильный, вариативный компонент. В системе же текст - исполнитель - слушатель, в момент восприятия слушателем, это компонент стабильный. Таковым он остается и в звукозаписи, которую можно многократно прослушать. Таким образом, для слушателя произведение звучащее входит в понятие текст.

Статус музыкального произ


читать далее »

− Фольклоризация песни

Эта возможность сама по себе определяется свойством текста, легкостью его восприятия, простотой средств и эмоциональной заразительностью. Вследствие этого музыка эстрады, если она обладает способностью быть запоминаемой и воспроизводимой (как возможность, но не обязательно как действительность), по способу коммуникации принадлежит к категории произведения, а по типу текста - к категории первич


читать далее »

− Проблема многоуровневое содержания

В XX веке, в наши дни, в музыкознании выдвигается проблема структуры (многоэлементности) и системности формы и содержания. Содержание, как и форма,- иерархично. В нем присутствуют все более повышающиеся в ранге уровни - стилистические и жанровые - культурные слои. Иерархично оно не только в плане структуры, но и различных уровней восприятия.

Проблеме многоуровневое содержания и формы б


читать далее »