4
− Выявление специфики
Картина не очень оптимистичная, но все-таки, располагай мы сегодня сколько-нибудь последовательной теорией ассоциативных значений, можно было бы более целенаправленно вести поиск путей развития музыкального искусства, более научно ставить проблемы вспомогательных отраслей - музыкальной критики, социологии, пропаганды.
Продолжая выявление специфики первичных и вторичных ассоциативных зн
читать далее »
− Система ассоциативных значений
Какова же система ассоциативных значений в этой музыке? Самый фундаментальный ее элемент - ритм, обеспечивающий развертывание звучаний, цементирование всех их элементов в едином временном потоке. Кроме этой технической роли ритм имеет своей образной задачей отображение энергии непрерывного движения увы, движения механического. Механистичность - важнейшая ассоциация в рок-музыке, которая, в отл
читать далее »
− Слиянность логически безупречных звуковых структур
Выше уже отмечалось, что шедеврам музыкального искусства свойственна слиянность логически безупречных звуковых структур с богато развитой системой заложенных в них ассоциативных значений. Воздействие обоих этих компонентов музыки в процессе восприятия усиливается. Во взаимном их резонансе, собственно, и скрыта необычайная интенсивность музыкального переживания. Теория аффектов, до сих пор в то
читать далее »
− Процесс возникновения ассоциаций
Как бы ни был субъективен процесс возникновения ассоциаций, существуют слои и группы значений - и не только в первичном круге,- с большой конкретностью отображающие коллективный опыт восприятия, и следует полагать, что в этой своей части содержание музыки может быть планируемым и управляемым.
После интенсивных споров конца 50-х годов по проблемам реализма в советском литературоведении
читать далее »
− Области значений
Именно здесь и следует искать области значений, ориентирующих музыку в направлении реализма. На протяжении длительной своей эволюции европейская музыка вырабатывала богатство содержания, все более расширяя и детализируя сферу ассоциаций. В эпохи, предшествовавшие реализму, устанавливались и оттачивались основные, универсальные значения вторичного круга, главным образом по линии характера, таки
читать далее »
− Спорадические попытки
Но это были спорадические попытки, не отливающиеся в систему. В музыке барокко инонациональные черты сглаживались настолько, что говорить о национально-характерном, например, в клавирных сюитах И. С. Баха без больших натяжек невозможно. В классическом стиле Гайдна и Бетховена национально-характерное представлено в таком соотнесении с универсальным, что выглядит специфическим вкраплением в клас
читать далее »
− Национальная и социальная
Нечто подобное можно сказать и о других национально-жанровых произведениях композиторов романтического направления: лендлерах Шуберта, Венгерских национальных мелодиях и Рапсодиях Листа, Славянских танцах Дворжака и т. д. Национальная и социальная конкретность, типизация, скрытые в характеристичности музыкального языка, музыкального образа, музыки в целом, указывают на явные признаки реализма
читать далее »
− Дистанционно-временные значения
Дистанционно-временные значения - пожалуй, самая тонкая область музыкальных ассоциаций. Дело в том, что музыка всегда складывалась как искусство современное. Библейские и древнегреческие персонажи воплощены в операх и ораториях Генделя посредством музыкального языка эпохи барокко, а в операх Глюка - эпохи классицизма: внеисторичная трактовка тем, которые понимались как вечные, универсальные, с
читать далее »
− Анализ с национальной характерности
Начнем наш анализ с национальной характерности. Эта ассоциация типична для музыки и романтических, и реалистических опер, созданных в национальных композиторских школах XIX века,- например, романтических опер Дворжака и реалистических народных драм Мусоргского. Однако и в романтических операх национально-характерное при соответствующем сюжете - реалистическая черта. Напротив, расхождение нацио
читать далее »
− Музыкальный фон
В Травиате, этой сугубо итальянской опере, написанной на французский сюжет, разнонациональная ситуация преодолена очень своеобразным путем - через интернационализацию изображаемого музыкального быта. Вальс, галоп - вот музыкальный фон оперного действия в Травиате, под такую музыку можно было танцевать в любом европейском салоне, на любом балу. То же самое можно сказать о Цыганском танце, или М
читать далее »