Выявление специфики

Картина не очень оптимистичная, но все-таки, располагай мы сегодня сколько-нибудь последовательной теорией ассоциативных значений, можно было бы более целенаправленно вести поиск путей развития музыкального искусства, более научно ставить проблемы вспомогательных отраслей - музыкальной критики, социологии, пропаганды.

Продолжая выявление специфики первичных и вторичных ассоциативных значений, обратим внимание на непосредственную близость некоторых значений первичного круга к сфере музыкальной изобразительности. Произведения, целиком построенные на основе изобразительности, весьма редки, но включение элементов изобразительности в более сложный художественный контекст распространено как это происходит, например, в Пасторальной симфонии Бетховена - в классической музыке, и особенно в романтических и импрессионистских стилях. К самому низшему слою первичных значений, очевидно, следует отнести те из них, которые в отличие от значений в сфере изобразительности не могут быть обобщены до уровня вторичного круга. Такими, например, значениями наделена весьма объемистая часть массовой музыкальной продукции Запада. Этот вопрос затрагивается здесь в связи с тем, что массовая музыкальная культура дает возможность проследить особый случай взаимодействия первичных и вторичных ассоциативных значений в структуре музыкального содержания. Из каких бы источников ни брался материал для массовой музыкальной продукции, будь то афроазиатская народная музыка, европейская классика, латиноамериканский фольклор или народная и культовая музыка Европы, он неизменно трансформируется в набор образов, канонизированных рекламно-коммерческой эстетикой.