7
− Ассоциативное значение
В пределах этой группы композиторов, также как и в группе трех Ш, ощутима тенденция к развитию более полного содержания: по сравнению с Глинкой музыка Бородина имеет еще один признак - дистанционно-временное ассоциативное значение, обусловленное обращением к древним пластам фольклора - русского и тюркских народов. Особенную сторону в музыке этих композиторов представляет полное слияние классич
читать далее »
− Различные элементы содержания
Если задаться вопросом, к какому методу-шумановскому или листовскому музыка Брамса ближе, то совершенно очевидна преемственность ее от Шумана. Брамс синтезирует различные элементы содержания на глубинных уровнях музыкальной звукоструктуры, и это позволяет ему обобщать их в новое содержательное целое. С одной стороны, мы всюду у Брамса ощущаем личностно-психологическую автопроекцию и, соответст
читать далее »
− Восприятие музыки
Нет никакого сомнения в том, что восприятие музыки определенным, преднамеренным образом инициирует деятельность психики, управляет процессом возникновения временных нервных связей между участками коры головного мозга и через этот механизм оживляет следы, запечатлевшие индивидуальный жизненный опыт. При этом необходимо учесть, что ассоциативные представления не являются конечным результатом воз
читать далее »
− Возможность преодоления
Возможность преодоления неполноты поэтического содержания, представленного субъективными образами восприятия, ученый видит в развертывании методов науки - теоретической поэтики, которая и должна дать в руки исследователя поэзии все ключи к раскрытию ее специфического (поэтического) содержания. Такой поворот мысли - от эмпирики восприятия к сугубой теории оставляет неясным судьбу самой эмпирики
читать далее »
− Явление земной природы
Если бы музыка приходила к нам из мирового пространства, наподобие космических лучей, или была бы явлением земной природы, наверное, было бы неправильным говорить о том, что она содержит в себе или несет с собой ассоциативные значения, поскольку они возникают только в сознании слушателя. Но музыка рождена в человеческом обществе, и в процессе композиторского или народного творчества она уже тр
читать далее »
− Первичные и вторичные ассоциативные значения
Первичные и вторичные ассоциативные значения входят во взаимодействия, регулируемые конкретными условиями музыкального текста. В музыке высокой традиции первичный круг значений опосредуется, входит как элемент в систему высших значений. Простейший случай - Гроза из Пасторальной симфонии Бетховена. По значениям звуки симфонической Грозы не тождественны природным звукам, хотя внешне их напоминаю
читать далее »
− Продуктивные периоды
Наиболее продуктивные периоды в истории европейской музыки, такие, как эпоха барокко, музыкальный классицизм, романтизм и т. д., отмечены созданием произведений, в которых музыка представляется нерасчленимой на звуки-носители и передаваемую или внушаемую ими содержательную информацию; отличительной ее чертой является слитность звучаний и ассоциативного комплекса - качество, именуемое совершенс
читать далее »
− История музыкального искусства
История музыкального искусства богата опытами, обратными по направлению: искусственным конструированием звуковых форм в отрыве от соответствующего круга значений. Этой второй тенденцией отмечены, например, полифонические эксперименты Нидерландской композиторской школы XV-XVI веков, таковы и многочисленные звукоконструкторские направления XX века. Встречающиеся в литературе оценки этого творчес
читать далее »
− Иллюстративность и звуковое конструирование
Тончайшие мастера слова, писатель и поэт, кровно связанные с великим делом русской литературы, на уровне проблем своего времени оценивают конструкторский субъективизм в поэзии конца XIX - начала XX века как несерьезность, уход от задач большого общественного звучания, которые и призвана решать настоящая литература; их слова остаются актуальными и для творчества более поздней поры с той тольк
читать далее »
− Мысль композиторов-полифонистов
Как известно, знаменитый парижский дискантист Леонин в X веке применил в годовом круге католических месс двухголосие, а Перотин Великий в XII веке - трехголосие. С применением средств вокальной полифонии в музыке появился ассоциативный ряд, отсутствующий в монодии. Технологически и композиционно интересная проблема увеличения числа голосов и повышения таким путем емкости музыкального содержани
читать далее »