13

− Обрядовый фольклор

Здесь, правда, весьма заметно выступает различие между слушателем и исполнителем. Исполнитель способен отчетливо, во всех подробностях слышать произведение, которое он играет или исполнением которого управляет. Заметим здесь, что такие музыкальные жанры, как прикладная музыка, массовые жанры, обрядовый фольклор обычно очень просты для воспроизведения и восприятия; в них преобладает рельеф, фиг


читать далее »

− Искусственное расчленение уровней структуры

Само собой разумеется, что произведенное здесь искусственное расчленение уровней структуры содержания условно. Оно предпринято с целью более точно уяснить функцию этих уровней структуры текста в восприятии слушателя, а также определить возможности и границы анализа содержания. Приходится примириться с тем, что авербальное в основе своей художественное содержание музыки формулировать посредство


читать далее »

− Социологические исследования

Социологические исследования, опирающиеся на статистические данные анкет и опросов, показывают весьма значительный разброс мнений и слушательских словесных определений - вплоть до противоположных - содержания предлагаемых произведений. Почти парадоксальное положение: один и тот же текст, в одной и той же исполнительской интерпретации, оказывается, дает повод для столь различных интерпретации и


читать далее »

− Варианты понимания

Варианты ее понимания связаны, главным образом, с внетекстовыми моментами: обстоятельствами слушания, вариантами собственного интонирования, вариантами исполнения. Но и в песне, несмотря па доступность ее, слушатель с первого раза может не обратить внимания на те моменты в мелодии или инструментальном сопровождении, которые будут замечены при следующих прослушиваниях.

В гораздо большей


читать далее »

− Понимание текста

И факты биографии писателя, и его облик, предстающий в монографии, и толкование текста в талантливом литературоведческом или критическом исследовании (статье, книге) обогащают извне наше понимание текста, создают определенный фон, среду, благоприятствующие дальнейшему углублению в текст. Возникают дополнительные связи, новый контекст, новое освещение, включение в новые культурные ряды. Иногда


читать далее »

− Музыкальное произведение

Музыкальное произведение можно слушать много раз, большее количество раз, нежели смотреть драматический спектакль или фильм, читать роман. Только стихи приближаются к музыке, но причине чрезвычайной насыщенности поэтического слова оттенками смыслов, по музыкальным свойствам текста.

Специфические трудности музыковедческого исследования - сравнительно с литературоведческим или даже искус


читать далее »

− Внепонятийность основного уровня

Авербальность, внепонятийность основного уровня элементов структуры музыкального содержания требовала строгой, научно-выверенной, разветвленной теории, где все сформулировано, названо, определено с почти математической точностью. Ни литература, ни живопись не нуждались в такой степени в теоретической базе, как профессиональная музыка. Ни в одной области не возникало такого количества математич


читать далее »

− Подводный камень

Но значит ли это, что содержание произведения в целом было эстетически усвоено столь же разнопланово и неадекватно авторскому замыслу, в пределах, столь далеких от мнения экспертов-музыковедов? Вполне возможно, что если бы были найдены способы точного определения эмоционального уровня, косвенные способы узнавания того, что лежит в сфере внутренней речи, в сфере психологической установки, карти


читать далее »

− Элементы текста

Музыковед, стремящийся проникнуть в тайну текста произведения, включает в сферу анализа максимум замеченного им, воссоздает многоэлементную иерархическую структуру. Нередко сюда попадают и элементы досемантического уровня, которые трактуются, однако, как семантические. Это те элементы текста, которые и при первом и при десятом (двадцатом, сотом) восприятии слушают не слыша. В таком разборе под


читать далее »

− Целостный анализ

Целостный анализ учитывает все обстоятельства - исторический контекст, стилевые связи (исторический, авторский стиль, направления), все авторские внемузыкальные и музыкальные, жанровые ассоциации. Целостный анализ исходит из предпосылки единства содержания и формы, их нерасторжимости, поэтому анализ взаимодействия всех элементов формы превращается в анализ их выразительных функций, то есть нап


читать далее »