Музыкальное произведение
Музыкальное произведение можно слушать много раз, большее количество раз, нежели смотреть драматический спектакль или фильм, читать роман. Только стихи приближаются к музыке, но причине чрезвычайной насыщенности поэтического слова оттенками смыслов, по музыкальным свойствам текста.
Специфические трудности музыковедческого исследования - сравнительно с литературоведческим или даже искусствоведческим (например, посвященным живописи)-заключаются прежде всего в художественном материале музыки. Если специфическое художественное содержание литературного произведения, как и музыкального, - авербально, то материалом и в то же время вербализованной частью его содержания является слово. Поэтому описание, анализ, толкование литературного произведения посредством слов выглядит достаточно убедительно, естественно. Жанр литературной критики, эссе и прочие уже по этой причине понятнее, чем жанр музыкальной критики. Литературовед, оставаясь понятным, может углубиться в более серьезные и тонкие сферы исследования. В области живописи, вероятно, исследователю труднее. Однако предметность ее может быть раскрыта в понятиях: при описании позы, выражения лица, соотношения с фоном и пр., и пр. Авербальная же специфика живописи в искусствоведческих трудах находит отражение в сфере метафорического словоупотребления.
Музыка, имеющая материалом звук-тон, а не слово, к тому же лишена предметности. Это обстоятельство и заставило Эд. Ганслика и его последователей объявить музыку звучащей архитектурой.