18
− Реалистический музыкальный метод
Речитативный тип вокальных партий в операх Мусоргского или в поздних операх Верди структурно более сложен, чем мелодический тип в операх среднего периода того же Верди, ибо речитатив требует тончайшей сбалансированности музыкальных ресурсов, удержания их на грани частичной подчиненности слову (в сфере психологизма) и вместе с тем музыкальности, выразительности, разнообразия звуковых структур.
читать далее »
− Реализм в оперном творчестве
Реализм в оперном творчестве корифеев XIX века сложился идейно и технологически, он был понят современниками и утвердился в истории культуры как метод и система, наследующие и обобщающие на новом уровне музыкального искусства высокие достижения народного творчества, классического и романтического направлений.
Техника реалистической оперы в ее мелодическом и речитативном вариантах продол
читать далее »
− Распределение ассоциативных значений
Заимствуя от реалистической оперной традиции, в частности от романтической оперы, принцип распределения ассоциативных значений, Дебюсси использовал его в новом варианте, отделив ассоциативно насыщенный лирический музыкальный пласт, и создал особенную поэтичную музыкальную атмосферу своей онеры вне жанровой и временной конкретности. Правда, в Пеллеасе продолжает действовать такой важный для реа
читать далее »
− Экспрессионизм и Реализм
Натуралистические элементы более всего сказываются в вокальных партиях оперы. Если, например, музыкально богатые, психологически выразительные речитативы Хозе из заключительной сцены Кармен исполнить с пережимом, не спеть по нотам, а эффектно прокричать слова, фразы, получим может быть и впечатляющий, но грубый, музыкально обедненный смысл сцены, что порой и случается с нечуткими исполнителями
читать далее »
− Великие достижения
Великие достижения оперного искусства XIX столетия поставили в очень трудное положение последующее творчество. Многочисленные современные споры о состоятельности или несостоятельности оперы как жанра, как условного во многом соединения разных искусств почти не затрагивают проблему внутренней структуры музыкального компонента, хотя именно здесь и сосредоточивается жизнеспособность оперного иску
читать далее »
− Классика и ее яркий представитель
Весьма красноречиво ограниченное действие в инструментальной классической музыке личностно-психологических ассоциативных значений. Каждый из великих творцов классической музыки обладал незаурядной, мощной личностью, и все-таки музыка, ими рожденная и обладающая высокой индивидуальностью звукоструктур, в основном не несет в себе личностно-психологических ассоциаций, и это - не парадокс.
читать далее »
− Постклассическая музыка XIX века
Попутное замечание о предрасположенности типов восприятия к тем или иным группам ассоциативных значений: Л. Толстой, как известно из его собственных признаний, был очень восприимчив к классической музыке, но не всякой, а наделенной именно личностно-психологическими значениями, и совершенно не принимал музыки объективированного типа с ограниченным действием этих значений - в том числе и бетхове
читать далее »
− Неклассические принципы формообразования
Композитор, в соответствии с художественным замыслом, может прибегнуть и к иным, неклассическим принципам организации формы, которая будет ассоциироваться в восприятии с обратными значениями - нестройностью, неясностью, неопределенностью, неустойчивостью. Не будем здесь вдаваться в детали такого формообразования,- в каких случаях и на каком уровне возникает неклассичность звукоструктуры. <
читать далее »
− Интравертность и экстравертность музыкальных образов
Далее, за классическими принципами формообразования идут уже обсуждавшиеся три группы ассоциативных значений: национально-характерные значения, личностно-психологические и дистанционно-временные.
Следующие две графы - интравертность музыкальных образов и экстравертность - указывают на способность музыки отображать внутренний мир художника, обращая наше восприятие к соответствующим а
читать далее »
− Музыкальные классики
Первая группа композиторов-романтиков: Шуберт, Шопен, Шуман. Все три автора в полном объеме творчества использовали классическое формообразование, наиболее последовательно Шуберт, для музыки которого типичны национально-характеристические, личностно-психологические значения и интравертность музыкальной образности.
В отдельных инструментальных произведениях Шумана и Шопена романтический худо
читать далее »