Реалистический музыкальный метод
Речитативный тип вокальных партий в операх Мусоргского или в поздних операх Верди структурно более сложен, чем мелодический тип в операх среднего периода того же Верди, ибо речитатив требует тончайшей сбалансированности музыкальных ресурсов, удержания их на грани частичной подчиненности слову (в сфере психологизма) и вместе с тем музыкальности, выразительности, разнообразия звуковых структур. Речитативный оперный стиль имел своей основной целью преодолеть такую условность мелодических опер, как длительные пребывания в одном состоянии, то есть создать более четкую непрерывную, психологически достоверную линию развития образов оперных героев, и эту задачу он выполнил.
Подытоживая проведенный здесь общий анализ содержания музыки Кармен, Евгения Онегина, Травиаты, Отелло, Бориса Годунова - опер, представляющих собой вершину классического реализма XIX века не только в театральном, но и в специфически музыкальном отношении, обратим внимание на синтезирующий и вместе с тем обобщающий характер реалистического метода.
Для того, чтобы совершить переход от музыкально-эстетических систем, отображающих всеобщие, универсальные основы человеческой жизни (Ренессанс, барокко, классицизм), к конкретно-исторической системе реализма, европейской музыке необходимо было охватить большое число новых содержательных составляющих, а для этого создать такие методы включения в европейскую музыкальную систему народно-национальных элементов, которые не исключали бы их основных характерных признаков; пришлось освоить множество способов характерологизации музыкальных образов; найти пути к отображению дистанционно-временных особенностей, индивидуальной человеческой психологии.
И наконец, решить самую сложную задачу - создать единую стилистическую основу, способную нести огромное разнообразие содержания (музыкально-ассоциативных значений) в его целостности, ибо стилистическая пестрота в музыке влечет за собой распад ее на отдельные миры, и как следствие - воцарение иллюстративности.