25

− Авербальное музыкальное содержание

Об авербальном содержании музыки в том или ином аспекте пишут многие авторы, в том числе и советские музыковеды. Однако авербальное для них никогда не становится синонимом бессодержательного, нигде не проводится мысль о тождестве формы и содержания.

В концепции В. Н. Холоповой эта проблема взаимоотношений вербального и авербального в музыке выступает в виде ряда противоречий: музыка го


читать далее »

− Уровни музыкальной структуры

Перед музыковедом встает задача анализа отношений собственно музыкального и неспецифического уровней музыкальной структуры. Задача, однако, не сводится к обычному противопоставлению программного или текстового содержания чисто музыкальной форме и ее закономерностям.

Речь идет о раскрытии внутреннего движущего динамического противоречия на уровне содержания и формы, например, противоречия ме


читать далее »

− Побочные фигуры в музыке и их роль

Здесь, правда, весьма заметно выступает различие между слушателем и исполнителем. Исполнитель способен отчетливо, во всех подробностях слышать произведение, которое он играет или исполнением которого управляет. Заметим здесь, что такие музыкальные жанры, как прикладная музыка, массовые жанры, обрядовый фольклор обычно очень просты для воспроизведения и восприятия; в них преобладает рельеф, фиг


читать далее »

− Разграничение уровней музыкальной структуры

Само собой разумеется, что произведенное здесь искусственное расчленение уровней структуры содержания условно. Оно предпринято с целью более точно уяснить функцию этих уровней структуры текста в восприятии слушателя, а также определить возможности и границы анализа содержания. Приходится примириться с тем, что авербальное в основе своей художественное содержание музыки формулировать посредство


читать далее »

− Музыкальная интерпретация

Социологические исследования, опирающиеся на статистические данные анкет и опросов, показывают весьма значительный разброс мнений и слушательских словесных определений - вплоть до противоположных - содержания предлагаемых произведений.

Почти парадоксальное положение: один и тот же текст, в одной и той же исполнительской интерпретации, оказывается, дает повод для столь различных интерпретаци


читать далее »

− Музыкальное понимание

Варианты ее понимания связаны, главным образом, с внетекстовыми моментами: обстоятельствами слушания, вариантами собственного интонирования, вариантами исполнения. Но и в песне, несмотря па доступность ее, слушатель с первого раза может не обратить внимания на те моменты в мелодии или инструментальном сопровождении, которые будут замечены при следующих прослушиваниях.

В гораздо большей


читать далее »

− Возникновение дополнительных музыкальных связей

И факты биографии писателя, и его облик, предстающий в монографии, и толкование текста в талантливом литературоведческом или критическом исследовании (статье, книге) обогащают извне наше понимание текста, создают определенный фон, среду, благоприятствующие дальнейшему углублению в текст. Возникают дополнительные связи, новый контекст, новое освещение, включение в новые культурные ряды. Иногда


читать далее »

− Музыкальные произведения

Музыкальное произведение можно слушать много раз, большее количество раз, нежели смотреть драматический спектакль или фильм, читать роман. Только стихи приближаются к музыке, но причине чрезвычайной насыщенности поэтического слова оттенками смыслов, по музыкальным свойствам текста.

Специфические трудности музыковедческого исследования - сравнительно с литературоведческим или даже искус


читать далее »

− Внепонятийность основного музыкального уровня

Авербальность, внепонятийность основного уровня элементов структуры музыкального содержания требовала строгой, научно-выверенной, разветвленной теории, где все сформулировано, названо, определено с почти математической точностью. Ни литература, ни живопись не нуждались в такой степени в теоретической базе, как профессиональная музыка. Ни в одной области не возникало такого количества математич


читать далее »

− Организации материала музыки

Но значит ли это, что содержание произведения в целом было эстетически усвоено столь же разнопланово и неадекватно авторскому замыслу, в пределах, столь далеких от мнения экспертов-музыковедов? Вполне возможно, что если бы были найдены способы точного определения эмоционального уровня, косвенные способы узнавания того, что лежит в сфере внутренней речи, в сфере психологической установки, карти


читать далее »