Уровни музыкальной структуры

Перед музыковедом встает задача анализа отношений собственно музыкального и неспецифического уровней музыкальной структуры. Задача, однако, не сводится к обычному противопоставлению программного или текстового содержания чисто музыкальной форме и ее закономерностям.

Речь идет о раскрытии внутреннего движущего динамического противоречия на уровне содержания и формы, например, противоречия между ладом, ритмом как организующей художественное время музыкальной закономерностью, музыкальным синтаксисом и композицией и неорганизованной по этим законам звучащей действительностью. Встает вопрос об условном в реалистическом искусстве и о коренном различии реализма и натурализма, реализма и некоторых течений авангардизма XX века.

Хотя содержание музыки в основном авербально, это не значит, что она беспредметна или что ею управляют механизмы бессознательного или подсознательного. Как раз смысл музыки во многом и определяется тем, что подсознательное, бессознательное становится в музыке осознаваемым, воспринимаемым не на периферии, а в светлом поле сознания.

Бессознательное и подсознательное в восприятии музыки тоже участвуют: во-первых, в тех случаях, когда она звучит в виде фона, во-вторых, когда фактура музыкального произведения организована таким образом, что одни ее элементы рельефпы (фигура) и воспринимаются на первом плане, другие менее рельефны, третьи - имеют чисто фоновую функцию и воспринимаются на заднем плане.

Таким образом, восприятие многослойной в функциональном отношении музыки само по себе функционально многослойно, многоступенчато - от отчетливо осознаваемого восприятия целого (обычно с легкостью запоминаемого и воспроизводимого) до бессознательно воспринимаемых элементов фона (например, голосов дублирующих инструментов или элементов многоголосной гармонии).