23

− Музыкальный миросозерцательный жанр

У романтиков она становится центральной, всеобъемлющей, подчиняя даже такой эпический миросозерцательный жанр, как симфонию (Брамс, Чайковский, Малер), а в музыке XX века сохраняет (в различных направлениях по-разному) значение одной из ведущих, максимально психологизируя и индивидуализируя либо почти устраняя структуры официального общения (кроме случаев их критического, отрицающего моделиро


читать далее »

− Прощальная симфония Гайдна

Прощальная симфония Гайдна 1 замечательный пример драматического взаимодействия социально безусловных требований роли (играть - здесь роль) и личностью безусловных привязанностей сердца, официального и интимного общения: прощание с дорогой сердцу ролью, которая для музыканта - жизнь, не роль; человеческий протест против унизительных ролевых зависимостей, аппеляция к состраданию и самоутвержде


читать далее »

− Анализ содержания музыкального произведения

Таковы в очень кратком и весьма общем рассмотрении необходимые для адекватного понимания музыки контексты духовной культуры. Выделение этих контекстов и самое общее, принципиальное обнаружение их связи с музыкой методологически неизбежный и в то же время только первый шаг в применении культурологического подхода. Но и он дает понять трудности такого подхода, требующего привлечения огромного ис


читать далее »

− Музыкальные эстетические качества

Осознание того факта, что эстетические качества изображаемого (описываемого) объекта (сюжета) не тождественны эстетическим качествам произведения искусства, что красота модели и красота картины или скульптуры - суть категории различные, приводит в эстетике и теории к проблеме художественного содержания как специфического, присущего только искусству.

В качестве содержания


читать далее »

− Художественная содержательность формы

А как быть с продукцией ремесленных однодневок, плодами творчества графоманов от музыки, ученическими упражнениями? В каком плане в этом случае можно ставить вопрос о художественной содержательности формы? Здесь необходимо учитывать, что помимо художественного содержания произведение несет в себе и внехудожественную информацию.

Это информация о принадлежности к какой-либо эпохе, направлению


читать далее »

− Влияние социального кризиса на музыка

Между музыкальной классикой и такого рода формальными опусами существует многоступенчатая шкала убывания художественного содержания.

Выветривание содержания искусства возможно и как некая закономерность культуры в период ее упадка. Самый факт ужесточения формальных элементов, ужесточения правила или канона, застывание и омертвение его можно считать началом интонационного кризиса (терми


читать далее »

− Восприятие слушателем классической музыки

В понятие содержание - так, в частности, воспринимает слушатель аннотацию (о чем эта музыка?) - входят также композиция, характеристика тематизма, драматургии и пр., и пр., в зависимости от вкуса автора аннотации. Впрочем, речь в данном случае идет о некоем абстрактном, усредненном слушателе классической музыки.

Слушательская квалификация неоднородна, равно как неоднородны и вкусы различных


читать далее »

− Специфика музыкального анализа

Другую категорию - к ней относятся историки, критики, музыковеды, занимающиеся проблемами музыкального анализа, историки и теоретики исполнительского искусства - можно уподобить литературоведам. С разных позиций - исторических, теоретических, эстетических, семиотических, иногда чисто интуитивно - они всегда ставят проблему соотношения содержания и формы в центр внимания. Направленность на соде


читать далее »

− Aнализ музыкального содержания

Различные точки зрения на анализ содержания возникают, главным образом, по отношению к его объекту - музыкальному произведению. Обратимся к более подробному выяснению сущности этого объекта.

Понятие музыкальное произведение распространяется далеко не на всю область музыкального творчества. Е. Назайкинский дает развернутую всестороннюю характеристику музыкального произведения. Выделим л


читать далее »

− Статус музыкального произведения

Исполнительская реализация в системе композитор - текст - исполнитель есть мобильный, вариативный компонент. В системе же текст - исполнитель - слушатель, в момент восприятия слушателем, это компонент стабильный. Таковым он остается и в звукозаписи, которую можно многократно прослушать. Таким образом, для слушателя произведение звучащее входит в понятие текст.

Статус музыкального произ


читать далее »