Влияние социального кризиса на музыка
Между музыкальной классикой и такого рода формальными опусами существует многоступенчатая шкала убывания художественного содержания.
Выветривание содержания искусства возможно и как некая закономерность культуры в период ее упадка. Самый факт ужесточения формальных элементов, ужесточения правила или канона, застывание и омертвение его можно считать началом интонационного кризиса (термин Б. Асафьева) или, по крайней мере, периодом непосредственной подготовки его. Так, в частности, проявляется диалектическая связь формы и содержания в музыке.
Наступление интонационного кризиса социально обусловлено: ломка старого и становление в недрах его нового стиля заключается в назревшей необходимости освоения музыкой новых объектов отражения, а следовательно, и нового социально значимого содержания.
Как же представляют себе выявление содержания, сущность интерпретации слушатели-любители и музыканты-профессионалы?
Рядовой, не имеющий музыкального образования слушатель как правило не стремится анализировать музыку, словесно комментировать ее. Для него достаточно оценок хорошо плохо, нравится - не нравится, красиво - не красиво. Работы музыковедов, от простой аннотации до капитальной монографии, для него имеют значение дешифровки загадочного и неуловимого содержания. Это же представление об анализе характерно и для некоторых слоев музыкантов, музыкальных деятелей и даже самих музыковедов.
Распространенная точка зрения - с помощью анализа музыковед раскрывает (вскрывает) содержание. Легко с вокальной музыкой: там содержание это текст. В опере и балете под содержанием имеется в виду краткий пересказ фабулы, что и фиксируют все аннотации и предисловия, имеющие в заглавии краткое (!) содержание.