20
− Мелодическая опера
В бесконечном процессе развития музыкального искусства идеи, появившиеся на одном витке спирали, прорезаются на другом витке уже в новом облике. Например, мысли о мелодической опере и опере речитативной возникли одновременно в момент рождения нового жанра.
Один из отцов оперы - Дж. Каччини обладал лирическим голосом и хотел утвердить в опере мелодическое пенис; второй Пери, будучи драматиче
читать далее »
− Длительный путь музыкального развития
Аналогичным образом развивались идеи и в инструментальных жанрах. Например, рожденная в мангеймском оркестре идея массированной струнной звучности, нашедшая свое отражение в единстве симфонической звукоструктуры, прошла длительный путь интенсивных метаморфоз: через шедевры классической эпохи, через отрицание в симфониях романтиков, через новое воплощение в богатейших симфонических произведения
читать далее »
− Революционный музыкальный фольклор рабочего класса
Революционный фольклор рабочего класса, с одной стороны, и пародийно-гротескное снижение традиционных бытовых жанров или употребление звукоструктур с негативным эстетическим потенциалом - с другой, ввели в содержание музыки новые категории ассоциативных значений. По поводу элементов, вносящих в содержание отрицательный смысл, нужно сказать, что эта область значений требует особой настройки вос
читать далее »
− Духовная культуры в музыкальном контексте
Музыка - часть культуры общества. Осознание этого факта в наши дни, несомненно, стало более широким и глубоким, чем прежде. Особенности современной художественной практики и развитие музыкознания, в том числе его усиливающиеся связи с социогуманитарными науками, позволяют понять всесторонний, всеобъемлющий характер связи музыки и культуры, связи, охватывающей как богатство музыкальных феномено
читать далее »
− Отношение музыки с духовной культурой
В сложной целостности культуры современная культурология выделяет такие ее большие подсистемы, как материальная, духовная и художественная культура, каждая из которых, естественно, по-своему влияет на музыку. Отсюда музыкально-культурологический подход предполагает соответствующие три макросистемы и три ракурса рассмотрения, разумеется, всякий раз учитывающие специфику музыки. Объектом настоящ
читать далее »
− Содержательное ядро духовной культуры в музыке
При этом важно помнить, что исследовательское включение в контекст полностью соответствует той реальной, исторически органичной соотнесенности музыки с духовной культурой, благодаря которой только и получает физическая (акустическая) и психологическая реальность музыки социально-духовную содержательность и способность адекватного воздействия на людей. Такая зависимость вытекает из самого сущес
читать далее »
− Пять измерений духовно-культурных контекстов музыки
Говоря более строго, в музыке, в ее содержании и устройстве находят специфическое продолжение (осуществление) все основные измерения духовной культуры: ее предметное и ценностно-смысловое содержание, психологические и знаковые формы, способы ее социального функционирования. Эти пять измерений (компонентов) в их конкретно-исторической содержательности и являются духовно-культурными контекстами
читать далее »
− Мирообраз в музыке
Скажем, мирообраз, определяющий своеобразие художественной реальности музыки Баха и возникший на перекрестке исторических культурных эпох, сопрягает разные мировоззренческие принципы и представления и потому он сложен, насыщен, напряжен: средневековая гармония мира парадоксально соединяется в нем со всеохватывающей барочной противоречивостью; католическая всемирность, космизм, соборная надинди
читать далее »
− Трактовка времени в музыке
Ярчайший пример, конечно, Шопен, музыка которого заключает в себе безграничное богатство лирического осмысления временного разнообразия жизни. Шопен поражает не только чуткостью поэтической памяти, но прежде всего тончайшим эмоциональным восприятием-проживанием настоящего.
Реалистическая же трактовка времени базируется на культурном миропонимании, вобравшем грандиозный практический, социаль
читать далее »
− Культурологический музыкальный подход
Но на этот вопрос нельзя ответить без культурологического подхода, без выявления культурно-типологических черт семантики, эстетики и поэтики проецируемого в музыку и образно воскрешаемого ею пространства. Необходимо, по крайней мере, выделение характерных для конкретной культурной картины мира сфер (природное, божественное, социальное, психологическое) и измерений (масштаб, структурирован
читать далее »