Мирообраз в музыке
Скажем, мирообраз, определяющий своеобразие художественной реальности музыки Баха и возникший на перекрестке исторических культурных эпох, сопрягает разные мировоззренческие принципы и представления и потому он сложен, насыщен, напряжен: средневековая гармония мира парадоксально соединяется в нем со всеохватывающей барочной противоречивостью; католическая всемирность, космизм, соборная надиндивидуальность с лютеранским одомашниванием этого космоса. Человек здесь еще подчинен богу, бог еще ценностно абсолютен, но мощью своего духа, решимостью преодолеть все противоречия, приблизиться к вершине и познать абсолют человек становится как бы вровень с богом.
Значение этой самой общей структуры мира важно еще и потому, что большое искусство, независимо от формального масштаба и жанрово-тематической специфики, всегда философично, устремлено к предельным вопросам бытия, оценивает любые проявления мира и человека по самому большому счету, сквозь призму их подлинной сущности и идеала.
Во-вторых, в предметный мирообраз входят конкретные культурные универсалии, обусловливающие восприятие и мировоззренческую интерпретацию всеобщих (так или иначе отражаемых музыкой) сторон действительности. Среди них надо прежде всего назвать пространство, время (их взаимосвязь М. Бахтин назвал хронотопом) и движение (изменение). В музыке как временном искусстве воссоздаются, в первую очередь, освоенные культурой характеристики мира: культурный тип музыкального времени определяет границы, динамику, характер внутренних противоречий художественного мира.
Так, культура романтизма дала тонкую дифференциацию временных представлений, колоссально обострила чувство внутренней диалектики времени, отзывчивость к изменениям (что выражается понятием историзм), при этом время все более психологизируется, индивидуализируется.