19
− Слияние классических и романтических музыкальных элементов
Слияние классических и романтических элементов в этих стилях осуществлено на очень глубоких уровнях звукоструктуры и содержания, также и дистанционно-временные значения укоренены, ассимилированы в музыкальном языке; все это указывает на синтезирование значений и одновременное их обобщение в новом единстве,- качество, свойственное складывающемуся реалистическому методу. В целом раннеромантическ
читать далее »
− Музыкальный творческий метод Берлиоза
Вообще в этих стилях наблюдается последовательность и единство структурных принципов. Подобно тому, как разнонациональная тематика не ассимилирована в них на уровне целостной музыкальной системы, так и дистанционно-временные значения, связанные с различными григорианскими темами, участвуют в содержании только на правах, конституируемых программой.
Творческий метод Берлиоза и Листа таков
читать далее »
− Музыкальные переходы
В пределах этой группы композиторов, также как и в группе трех Ш, ощутима тенденция к развитию более полного содержания: по сравнению с Глинкой музыка Бородина имеет еще один признак - дистанционно-временное ассоциативное значение, обусловленное обращением к древним пластам фольклора - русского и тюркских народов. Особенную сторону в музыке этих композиторов представляет полное слияние классич
читать далее »
− Музыка Брамса
Если задаться вопросом, к какому методу-шумановскому или листовскому музыка Брамса ближе, то совершенно очевидна преемственность ее от Шумана. Брамс синтезирует различные элементы содержания на глубинных уровнях музыкальной звукоструктуры, и это позволяет ему обобщать их в новое содержательное целое. С одной стороны, мы всюду у Брамса ощущаем личностно-психологическую автопроекцию и, соответст
читать далее »
− Появление нового музыкального творческого метода
В своих программных сочинениях Чайковский следует по пути, проложенному Листом, но с коррекцией на шумановский тип программности. Такие произведения, как симфония Манфред, увертюра-фантазия Ромео и Джульетта, симфоническая поэма Франческа да Римини и др. обладают самодостаточной звукоструктурой классического типа, хотя сами программы очень напоминают листовские. В целом же программность не явл
читать далее »
− Формообразование в инструментальной музыке
Однако последнее слово в этом вопросе еще не сказано; важно, что традиции классического реализма вошли в жизнь XX столетия, и в этом заслуга Рахманинова исключительно велика.
Итак, реализм в инструментальной музыке имел своими главными источниками классико-романтическое и классико-реалистическое направления. В этих линиях развития романтизм представляется переходной стадией от классици
читать далее »
− Экстравертивный музыкальный поворот и его особенность
Отсюда - экстравертивный поворот музыкальной образности; Брукнер достигает экстравертности путем включения в свои звукоструктуры изобразительно-картинных элементов. В целом системы соподчинения признаков в неоромантических стилях построены с учетом основного фактора - отсутствия классических принципов формообразования и отхода от народно-национальной жанровости. Перенос центра тяжести содержа
читать далее »
− Национально-характеристические музыкальные значения
Национально-характеристические значения, причем - многообразные, заложены в произведениях на глубоких уровнях музыкального языка, и в этом Дебюсси похож на Глинку, Бородина или на своего соотечественника Бизе. Безусловно типичной чертой музыки Дебюсси является экстравертный характер ее образов, хотя всюду эта проекция во внешний мир дана в личностно-психологическом ключе. Того, чего Глинка или
читать далее »
− Специфика музыкальных закономерностей
Речь идет о специфически музыкальных закономерностях, о музыке, воздействующей на нас только своей звукоструктурой и вызывающей через это воздействие вполне определенный, конкретный комплекс ассоциаций, который и является основой нашего понимания содержания во всей его многосторонности: национальной, временной, личностно-психологической, повернутой к внешнему миру или отображающей внутреннее с
читать далее »
− Музыкальное ассоциативное поле
В музыке программной ассоциативное поле сжимается, да и слушательская автопроекция лишается свободы. Например, мы можем совершить вместе с берлиозовским Чайльд-Гарольдом музыкальное путешествие по Италии, побывать в пещере контрабандистов, потанцевать сицилиану и т. д.
Но это будет вынужденное путешествие с героем, который может быть непонятен и чужд нам и в которого мы, может быть, не смож
читать далее »