12

− Сложность, структурность содержания

Сложность, структурность содержания исследует в музыке и В. Медушевский. В статье К проблеме семантического синтаксиса он пишет о структурности отражаемых в музыке чувств.

В. Холопова, анализируя сложную структуру музыкального произведения, приходит к выводу, что содержание музыкального произведения принципиально комплексно, многоэлементно, иерархично. Автор рассматривает основные восе


читать далее »

− Внемузыкальные ассоциации

На этом уровне внемузыкальные ассоциации возникают случайно подобно тому, как случайно возникают они при восприятии любого внемузыкального звучания. Музыкальные же не возникают вовсе. Описание этого уровня в плане анализа художественного содержания дает очень мало. Пожалуй, известную роль может играть опора на этот уровень при критической оценке: например, констатация факта, что композитор зло


читать далее »

− Анализ данного уровня

Эти звуковые проявления разных явлений действительности сами по себе не организованы ни в какую систему. Отсюда ясно, что музыка, полностью основанная на элементарно-ассоциативном уровне, не имеет своей собственной логики, не является целостной художественной системой. Точно так же и анализ данного уровня, естественно, не может раскрыть художественную целостность . Поэтому анализ этот является


читать далее »

− Четвертый уровень восприятия

Все три уровня содержания, как мы видим, поддаются адекватному словесному описанию. Вес три относятся к области внехудожественпой информации, ибо ни присутствие внемузыкальных связей, ни музыкальные связи (не говоря уже о первом уровне звучания - звучания как такового) не обеспечивают сами но себе художественного уровня произведения.

Следующий, четвертый уровень восприятия как раз и об


читать далее »

− Понятие музыкальный логос

И именно на этом уровне яснее всего обнаруживается невозможность не только перевода на вербальный язык всей целостности художественного содержания, но даже и самого названия на языке понятий элементов его структуры. Этот уровень - специфически-музыкальный (уровень действия специфически-музыкальных элементов), уровень слияния целостного развертывания формы и целостного развертывания художествен


читать далее »

− Язык чувств

Формулировка музыка - язык чувств родилась не сегодня. Уже античное учение об этосе подразумевало связь музыкальной семантики со сферами типизированных чувств в типизированных ситуациях. Такая связь характерна и для канонического восточного искусства, и для фольклора. Широкий диапазон понятия язык чувств позволял включать в него область аффектов (XVII-XVIII вв.) на одном полюсе, область интелл


читать далее »

− Музыкально-процессуальная сторона

Главную роль здесь продолжают играть тематизм и тематическое развитие, музыкальная драматургия. В тематизме все звукоподражательные, звукоассоциативные элементы (второй и третий уровень) благодаря художественному переосмыслению, контекстуальному обогащению превращаются в символ, сближаются с понятием, не теряя в то же время чувственной и эмоциональной конкретности в связи с отражаемым - внему


читать далее »

− Анализ концептуального уровня

Анализ концептуального уровня опирается на смысловые реалии. Более того, на его основе возможно более или менее однозначное понимание (хотя возможны и весьма значительные разночтения) концепции идейной сущности произведения не только музыковедами, но большим кругом слушателей. Идея может быть и сформулирована в достаточной степени обобщенно. Этот последний - концептуальный - уровень может не б


читать далее »

− Основной слой содержания художественного произведения

Об авербальном содержании музыки в том или ином аспекте пишут многие авторы, в том числе и советские музыковеды. Однако авербальное для них никогда не становится синонимом бессодержательного, нигде не проводится мысль о тождестве формы и содержания.

В концепции В. Н. Холоповой эта проблема взаимоотношений вербального и авербального в музыке выступает в виде ряда противоречий: музыка го


читать далее »

− Задача анализа отношений

Перед музыковедом встает задача анализа отношений собственно музыкального и неспецифического уровней музыкальной структуры. Задача, однако, не сводится к обычному противопоставлению программного или текстового содержания чисто музыкальной форме и ее закономерностям. Речь идет о раскрытии внутреннего движущего динамического противоречия на уровне содержания и формы, например, противоречия между


читать далее »