Сложность, структурность содержания
Сложность, структурность содержания исследует в музыке и В. Медушевский. В статье К проблеме семантического синтаксиса он пишет о структурности отражаемых в музыке чувств.
В. Холопова, анализируя сложную структуру музыкального произведения, приходит к выводу, что содержание музыкального произведения принципиально комплексно, многоэлементно, иерархично. Автор рассматривает основные восемь уровней содержательной структуры:
1 Содержание музыкального искусства в целом.
2 Содержание идей исторических эпох.
3 Содержание идей национальной художественной школы.
4 Содержание жанра и формы (в роли, близкой к жанру).
5 Содержание индивидуального стиля.
6 Содержание произведения (художественная идея произведения).
7 Исполнительская интерпретация и музыковедческое толкование.
8 Содержание в индивидуальном слушательском восприятии .
Все эти уровни - в том или ином конкретном виде - автор прослеживает в ходе конкретного анализа музыкального произведения в эстетическом, стилевом, психологическом и собственно музыковедческом аспектах.
Можно представить себе структуру содержания музыкального произведения и с позиции его восприятия. Тогда она будет выглядеть следующим образом.
Первый обязательный материальный слой, или уровень структуры условно назовем физиологическим. Звучание воздействует как физиологический раздражитель на центры головного мозга своими первичными, неспецифическими свойствами высотой, громкостью, тембром, плотностью и скоростью смен звучания (отдельных звуков и комплексов).